Найти тему
Музграмота на досуге

Обзор оркестровых инструментов. Пишем для медных духовых

Сидят эти ребята в оркестре в шеренгу, растянутую в центре, за деревянными духовыми сразу. У них тоже есть мундштуки. Но если в деревянные духовые просто дуешь, чтобы извлечь звук, то медным придется изрядно повозиться по части челюстно-лицевой и артикуляционной работы. Просто дунуть не выйдет. Весь звук формирует исполнитель. По большому счету, мундштук и корпус - только проводники звука, придающие ему мощь и металлическую окраску. В стандартном симфоническом оркестре должны быть: две трубы, четыре валторны, три тромбона и туба. А в военных оркестрах меди очень много, и больше разновидностей инструментов. Круто и массивно они звучат аккордами. Но принцип такой: чем ниже тесситура, тем более узкий должен быть интервал. Потому что у меди (не только, но особенно) узкие интервалы внизу очень режут по ушам. Для верности лучше меньше квинты у низких и не делать, если мы только не ставим задачу разбудить придремавших зрителей. Если оркеструем в компьютере, то есть еще шанс того что звукорежиссер нивелирует диссонанс засчет решения частотных конфликтов. Но все же лучше не мудрить.

Группа медных духовых родилась из раковин, из рогов животных. В древние времена оркестранты так и играли на рогах. Нет, спиртным не злоупотребляли. Но охотничьи рога могли издавать очень мало звуков. Представляете, сколько нужно было музыкантов?

У медных есть сурдина - глушилка, которая вставляется в раструб и влияет на тембр. Прелесть в том, что она может приоткрываться, и призакрываться, и получается забавно. Наверняка, вы такое "уа-уа" в исполнении трубы слышали в "Ералаше". А валторнист, например, сам нередко прикрывает раструб рукой, чтобы регулировать струю воздуха.