Мы привыкли, что спортивные драмы обычно делают про бойцовские или игровые виды, но встречаются не только необычные, но также концептуальные примеры этого жанра. Роберт Россен снял удивительную и эмоциональную картину о бильярде под названием «Бильярдист».
Эдди Фелсон по прозвищу «Быстрый» странствует по городам Америки со своим компаньоном и в разных бильярдных обыгрывает в пул одного соперника за другим, получая таким образом солидный навар. Эдди считает себя мастером, и у него действительно способности к бильярду, однако ему непременно нужно доказать всем, что он лучший в стране. Поэтому он собирается найти знаменитого игрока, которого зовут Жирный из Миннесоты.
Когда Быстрый Эдди сталкивается с ним, то готов играть до победного — но не все так просто. Жирного финансирует циничный и расчетливый предприниматель Берт Гордон, забирающий себе основную прибыль от игр подопечного.
Гордон с любопытством относится к талантливому Эдди Фелсону, видя в нем новую возможность хорошенько подзаработать. Эмоциональный и излишне самоуверенный Быстрый Эдди не готов к вызовам жестокой действительности, а поддержать его готова лишь хромая пьющая девушка Сара.
В кадре мы видим виртуозно снятые эпизоды бильярдной игры, но фильм не про бильярд. Он о формировании характера: таланта и уверенности в своих силах недостаточно, чтобы стать полноценной личностью. Душа закаляется под ударами судьбы, и иногда, чтобы обрести внутреннее равновесие, необходимо совершить роковую ошибку.
Роберт Россен, в прошлом социалист, показывает мир денег, в котором человек очень легко развращается, сбивается с пути. Быстрый Эдди, исполненный Полом Ньюманом, подвержен жажде развлечений и прибыли возможно даже больше остальных.
А вот Жирный из Миннесоты (Джекки Глисон), наоборот, выглядит самым достойным персонажем как раз потому, что почти не касается заветных зелёных бумажек. «Бильярдист» встает в ряд критических спортивных драм вместе с «Бешеным быком» и «Такова спортивная жизнь».