Найти тему
Давайте разберёмся!

"Заблудившийся трамвай" Николая Гумилёва

Эх, не умею я отжимать из календаря литературные даты. Пропустила вчера столетие расстрела Николая Гумилёва. Обвинён был поэт в участии в белогвардейском заговоре, наличие заговора до сих пор не доказали. А примерно за полтора года до смерти поэт написал самое загадочное из своих стихотворений - "Заблудившийся трамвай".

Текст стихотворения вы легко найдете в сети, я лишь кратко перескажу, как его следует читать.

Лирическому герою (он здесь очень похож на самого поэта) встретился трамвай, но необычный.
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Трамвай оказывается не просто транспортом, но средством передвижения между мирами. Границу между ними транспорт с пассажиром преодолевает достаточно быстро.
мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.

То, что трамвай в результате такого путешествия попадает не просто в закрут географии,но в царство мертвых, становится понятно из того, что в Исакиевском соборе этого мира можно отслужить
молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
Машенька - это предположительно Мария Кузьмина-Караваева, кузина поэта, незадолго перед тем умершая от туберкулеза. Машенька умерла, поэт, когда пишет стихотворение, еще жив, но в мире-зазеркалии, куда он попал через три моста, все перевернулось. И на границе миров, как сторож, сидел посланец из мира мёртвых в мир живых
Нищий старик, — конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Мир, в который попадает лирический герой на своем тардисе-трамвае, отчасти похож на Петербург екатерининских времен - здесь стоят Исакий и памятник Петру. Здесь поэт, пока его невеста умирает, идет в напудренном парике "представляться Императрице". (Это, кстати, реальная подробность из биографии Гаврилы Романовича Державина и его жены Екатерины, и единственная правка в тексте - в первоначальном варианте "Машенька" была "Катенькой").

При этом через все стихотворение красной нитью проходит состояние поэта - "трудно дышать, и больно жить…" До гибели ему оставалось полтора года.