Здравствуйте уважаемые читатели.
Сегодня мы попробуем разобраться в утверждении некоторых наших читателей в том, ламповые усилители НЧ считаются лучше транзисторных. Рассмотрим все за и против , за тех и других, и попробуем разобраться в том, чем отличается ламповое звучание от транзисторного и почему утверждается, что ламповые усилители НЧ звучат лучше транзисторных и сделать объективный вывод. Не секрет, что большинство аудифилов отдают предпочтение ламповым усилителям и проигрывателям виниловых дисков (немного не в тему, о виниловых проигрывателях у меня будет отдельная публикация, подписывайтесь и следите за моим каналом), В лучших студиях звукозаписи до сих пор применяются ламповые микрофонные усилители. Дело оказывается в том, что эти микрофоны имеют сигнал очень высокого уровня (до 1,5 В) и предварительные усилители вынуждены практически постоянно работать с перегрузкой. При перегрузке лампы во-первых происходит естественная компрессия звука, в результате чего он воспринимается как более "плотный". Во-вторых происходит искажение звука, в результате чего он обогащается гармониками. В ламповой технике расположение этих гармоник по громкости практически совпадает с обертоновым рядом, то есть добавляются вторая (октава), третья (квинта), четвертая, пятая и т. д. гармоники, что субъективно воспринимается как приятное на слух, "музыкальное" звучание.
Давайте немного посмотрим на популярные у аудифилов усилители НЧ
Еще один аудифильский усилитель НЧ, подешевле.
Привожу схему этого усилителя
Как видите, в нем китайцы умудрились применить советскую лампу 6H8C, а кто то говорил, что в Советском Союзе только галоши делали.
Что можно еще добавить к выше описанному. Производители ламповой техники, пытаются укрепить в нас уверенность в том, что если аппарат ламповый, значит он непременно хорош. А на вопрос "Почему так дорого?" стал нормой ответ - "А что же Вы хотите, он же ламповый" и быть настоящим аудифилом в наше время могут только очень состоятельные люди.
А вот настоящие радиолюбители сами конструируют и собирают всевозможную аппаратуру, в том числе ламповые и транзисторные усилители НЧ, и мы возвращаемся к теме нашей сегодняшней публикации.
И так давайте рассмотрим основные преимущества ламповых усилителей НЧ перед транзисторными (по мнению фанатов ламповых усилителей, автор может и быть в чем то с ними быть не согласен).
1. Ламповые усилители имеют меньше каскадов усиления чем транзисторные, а как известно каждый каскад вносит в исходный сигнал свою долю искажений.
2. Лампы более стабильны в температурном режиме, чем транзисторы. В лампах нет эффекта «тепловой инерции» – кристалл просто физически не может быстро отдать температуру радиаторам в момент пикового нарастания звукового импульса.
3. Все радиолюбители знают , что усилитель лучше работает в условиях высокого напряжения и малого тока. Ламповые усилители имеют обычно анодное напряжение порядка 250-350В, а в транзисторных усилителях напряжение питания редко превышает 30В. Все элементы, которые участвуют в усилении сигнала лампового усилителя намного меньше нагружены током, чем элементы транзисторного, а это значит площадь проводников лампового усилителя может быть намного меньше чем у транзисторного, емкость конденсаторов тоже на порядок меньше и т.д. Электролитические конденсаторы какими бы они не были качественными, по сути являются элементами нелинейными. В ламповых конструкциях повсеместно применяются бумажные и металлобумажные конденсаторы, а по пути сигнала электролитические конденсаторы практически не применяются, а в транзисторных они ставятся повсеместно. Емкость электролитических конденсаторов в транзисторном усилителе в сотни раз больше, чем в аналогичном по параметрам ламповом. Есть прямая закономерность, чем выше емкость электролитических конденсаторов, там более заметный вклад деградацию звука они вносит.
4. Обратная связь (отрицательная) предназначена для коррекции нелинейности усилителей и получение от них объективно более высоких характеристик. Из-за того, что транзисторные усилители изначально более нелинейны, чем ламповые и имеют по сравнении с ними большее количество каскадов, глубина обратной связи в них намного выше, чем в ламповых, а это напрямую связано с качеством выдаваемого усилителем звука. Чем глубже обратная связь, тем сильнее ощущается ее коррекционная работа.
5. Ламповый усилитель обычно собран из десятков элементов: ламп, резисторов, конденсаторов, и т.д. транзисторный же из сотен и тысяч. Здесь все просто – чем меньше элементов находятся на пути сигнала, тем меньшее они оказывают на этот сигнал влияние.
Возможно, что Вы, уважаемые мои читатели что нибудь добавите в комментариях о достоинствах и преимуществах ламповых усилителей, всем будет очень интересно.
В следующей публикации на моем канале (выйдет в ближайшее время), мы поговорим о существенных недостатках ламповых усилителей НЧ и достоинств и преимуществ усилителей на транзисторах и интегральных микросхемах. И еще я уже готовлю и скоро опубликую целый цикл статей посвященный ламповым усилителям. Рассмотрим лучшие конструкции отечественных и зарубежных радиолюбителей, и конечно же мой стереофонический двухтактный ламповый усилитель на 6П3С в выходных каскадах.
Если у Вас есть вопросы или, что то Вам не понятно, пишите в комментариях, я или кто то из посетителей канала обязательно на них ответим.
На этом у меня сегодня все.
Подписывайтесь и следите за новыми публикациям на моем канале.
Важная информация
На дзене отключили рекомендательную ленту. Это значит, что публикации канала будут видны в ленте только подписчикам. Если Вы еще не подписаны, то обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить самую важную и нужную информацию для радиолюбителей, и всех тех, кто интересуется техникой и самоделками.
Рекомендую также посмотреть Каталог публикаций моего канала, где Вы найдете статьи по рассмотренной выше теме и множество других материалов, которые могут быть Вам интересны и полезны.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на мой канал