Если бы в моём городе на центральной площади поставили скульптуру в виде большого куска г..., то меня бы это возмутило до глубины души.
Поэтому я могу понять негодование людей, которые видят в скульптуре Урса Фишера "Большая глина №4" нечто такое, что любой может произвести чисто физиологически, без всяких творческих усилий.
Признаюсь, что такое понимание возникло не сразу. Ибо я принадлежу к тому лагерю, который в работе Фишера видит глину. Поэтому я отлично понимаю людей, приходящих в недоумение: "Ну как?! Как можно увидеть в куске глины что-то другое? Да там даже отпечатки пальцев проступают!"
Что же за фокус происходит с этой скульптурой? И почему мы видим разное?
Хочу подчеркнуть, что речь идёт именно о разном восприятии, а не высосанном из пальца объяснении. То есть человек смотрит на скульптуру и видит. Что видит? Один видит огромную глину со следами пальцев, другой — огромную штуковину сильно напоминающую продукт жизнедеятельности его собственного организма.
Все мы знаем, что существуют оптические иллюзии. Например, вот такая иллюзия со стрелками. Длина прямых линий одинаковая. Однако из-за того, что уголочки в одном случае направлены внутрь, а в другом — наружу, создается ощущение, что верхняя прямая длиннее нижней.
Оказывается, такая иллюзия действует не на всех людей. Иногда это связано с ментальным здоровьем. Есть же совершенно здоровые люди, просто они выросли в другой культурной среде и воспринимают мир несколько иначе. По данному вопросу существуют исследования А.Р. Лурии, советского психолога и врача. Основными группами испытуемых в среднеазиатских исследованиях Лурии были жители отдаленных деревень, мужчины и женщины, неграмотные крестьяне. В ходе изучения выяснилось, что у необразованных испытуемых (в отличие от тех, кто получил хотя бы минимальное образование) оптические иллюзии не наблюдались.
Это значит, что наш культурный бэкграунд напрямую влияет на наше восприятие.
Культурный багаж заставляет людей поддаваться силе иллюзии. Более того, именно культурные особенности влияют на то, что увидит конкретный человек в скульптуре "Большая глина №4".
Я выскажу свою версию, почему многие люди видят в работе Фишера физиологические отходы. Перед вами комикс Херлуфа Бидструпа, датского художника, который очень доходчиво демонстрирует основные доводы тех, кто видит не глину.
— Вас просто дурачат, это не искусство! На самом деле это г...
Примерно так писали многие комментаторы моей прошлой статьи о скульптуре Фишера. И собачек тоже упоминали: "Вы же не будете любоваться собачьим г..., а пройдёте мимо".
Биструп ясно выражает определённую культурную парадигму, которую вместе с ним разделяют миллионы людей. Самое интересное, кажется, что художник нарисовал то, что сейчас происходит на Болотной набережной. Люди смотрят на "Большую глину №4" и видят огромную ка...ку.
С таким восприятием можно было бы согласится... но... рядом стоят другие люди и видят просто большой кусок глины. Вот, что удивительно! Вот, что любопытно! Никто не кривляется и не оправдывает скульптуру. Это просто кусок глины.
Таковы невероятные особенности человеческого восприятия. Одни видят глину, а другие — неглину. Именно видят!
Если у вас версии, почему так происходит, пишите в комментариях.
PS: Вообще раз мы с вами существа, способные на высокий уровень абстракции, то неважно насколько объект похож на конкретную ка...ку или конкретную глину. В конце концов значки в уборных слабо похожи на людей. Ни ушей, ни рук, ни ног. Однако мы же понимаем, что перед нами.
Читайте также "Как бы смотрелась скульптура "Большая глина №4", если бы её поставили в деревне Гадюкино".
Автор — Ирина Лямшина