Критика способна подталкивать к развитию и мотивировать людей, а может обидеть и разрушить их уверенность в себе. Чтобы этот инструмент служил во благо и не вызывал конфликтов можно воспользоваться некоторыми хитростями и рекомендациями, которые дают психологи. Не стоит забывать о том, что у людей есть такая особенность, воспринимать негативную информацию как более значимую, чем позитивную. Поэтому указание на недостатки нередко огорчает сильнее, чем похвала радует. Следовательно, критика заслуживает аккуратного и внимательного обращения, чтобы быть конструктивной (позитивной).
Что нужно сделать перед критикой?
Перед тем, как начинать выносить негативную оценку, необходимо собрать следующую информацию:
- Есть ли необходимость критиковать и для чего это нужно? Критика как самоцель, как правило, вызывает негативные эмоции у собеседника. Она должна быть инструментом улучшения.
- Как оценивает сам человек свою работу и видит ли в ней слабые места? Есть вероятность, что собеседник уже и сам нашел все ошибки. Тогда ему не нужно нагнетание извне.
- Как воспринимает критику конкретно этот человек? Отталкиваясь от его личностных особенностей, нужно будет подобрать подходящий стиль общения и степень мягкости.
- Достаточно ли вы разбираетесь в ситуации, чтобы выносить суждение? Возможно, собеседник лучше вас понимает суть предмета, его необходимо выслушать до конца.
Как критиковать конструктивно?
1. Используйте принцип "гамбургера": сладкая булочка (похвала), котлета (критика) и снова булочка. Соответственно, критика словно окутывается в нечто приятное для человека. Подслащенная пилюля встретит меньше сопротивления, и, при умелом использовании, вызовет благодарность.
2. Критикуешь - предлагай. Это справедливое требование. Легко сказать, что неидеально, а вот указать на пути к исправлению действительно ценно. Нужно дать понять человеку, что у него есть возможность сделать еще лучше. Можно предложить вместе поискать варианты выхода.
3. Проясняйте последствия. Скорее всего, вы уже прокрутили в голове негативные последствия действий другого человека. Это вас, возможно, и подтолкнуло поговорить с ним. Но собеседник может не видеть рисков так же ясно, как вы. Проговаривание возможных последствий ошибки заставит человека задуматься, готов ли он их принять или нет. Если ответ отрицательный, то этот разговор замотивирует его.
4. Давайте критикуемому право на защиту. Хорошо бы, конечно, чтобы и критика совсем не выглядела как нападение, и желания защищаться не было. Но бывает всякое, и нужно дать возможность человеку объяснить свою точку зрения и отстоять ее правильность, если у него возникла такая потребность. Пусть лучше критикуемый выскажется вам, чем уйдет с чувством недовольства и недосказанности. Проявляйте уважение к его мнению и открытость к диалогу. В конце концов, вы могли ошибиться в своих выводах, так как знали не всю ситуацию.
5. Критикуйте без свидетелей. Вот похвалить можно и при всех, а высказывать негативную оценку нужно наедине. Дайте собеседнику возможность сохранить лицо. Избавьте его от неприятных ощущений перед публикой и мыслей о том, кто и что подумает. В личном разговоре критика с большей вероятностью воспримется как желание помочь, тогда как прилюдно может восприняться как вызов и намерение унизить.
6. Оценивайте работу, поступок, высказывание, а не самого человека. То есть в момент критики разбираются объективные промахи и ошибки, возможности для улучшения. Но вывод не переносится на качества человека, навешивать ярлыки не уместно. Вместо того, чтобы сказать, что человек безответственный и непунктуальный, скажите про то, сколько раз он опоздал за последнее время и каковы последствия.
7. Будьте доброжелательны и вежливы. Конструктивная критика направлена на то, чтобы помочь человеку, а не обидеть его. Речь критикующего не должна содержать резкостей и колкостей, задевающих достоинство собеседника. Используйте язык позитивного общения. Вместо фразы "ты сделал плохо" всегда правильнее сказать "ты можешь сделать лучше". Тем самым вы проявляете веру в человека.
8. Все мы не без греха. Поделитесь опытом своих ошибок, вспомните, как сами пришли к тем выводам и знаниям, которыми обладаете сейчас. Дайте понять, что ваша цель не продемонстрировать свою идеальность и превосходство, а помочь и направить. Самокритика внутри критики другого снижает давление на него и способствует формированию дружеского настроя.
9. Давайте время эмоциям остыть. Сразу после важной игры или тяжелого выступления идти с критикой опасно. Человеку нужна поддержка и время восстановиться. А всякие ошибки и недочеты лучше проанализировать и обсудить на "холодную голову", чтоб зря не обидеть.
10. Кто старое помянет, тому глаз вон. Критикуйте за конкретный эпизод. Не надо доставать длинный список всех промашек человека, тем более если они уже проработаны. Пользы от этого будет меньше, чем вреда.
Таким образом, после конструктивной критики адресату не становится мерзко на душе. Либо он сможет показать свою компетентность и оправданность каких-то просчетов, а весь диалог останется для него приятной беседой. Либо он поймет, что ваши заключения ценны и ему выгодно претворить их в жизнь. Тогда у него останется чувство благодарности за оказанную помощь.
Как вы считаете, полезны ли перечисленные рекомендации и можно ли их применить в жизни?
Полезно в рамках данной темы также почитать о техниках аргументации и безобвинительного общения.
Литература:
Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. – СПб: Питер, 2020. – 560 с.