Найти тему
Офисный рассказчик

Жизнь как чудо

Хочу рассказать вам о книге Элизабет Гилберт «Большое волшебство».

Я купила ее случайно в одном загадочном книжном магазинчике Феодосии. Уже много лет я беру там #книги в поезд - и всякий раз среди сора в пестрых обложках отыскиваю нечто необычайное. «Лавандовая комната» например, «Рождество и красный кардинал», «Птицы Крыма». А в этот раз в руки попросилось «Большое волшебство».

Я специально пишу «попросилось в руки» - редкий случай для современного книгоиздания, когда книга доставляет наслаждение еще до того, как ее открываешь. Великолепная шершавая крафтовая бумага обложки, нежнейшая мелованная бумага страниц, изящный шрифт, милое сердце из цветов, словно бы засушенных и приклеенных к форзацу. Сдержанно, женственно, очаровательно.

Изумительный переводчик, легко и тонко передающий живую речь автора, сохранивший и юмор и доверительность и наслаждение творчеством. И, наконец, пир для библиофила и интеллигента - ни единой опечатки, ни единой убежавшей строки, лишнего пробела, корявого несогласованного оборота, которыми обыкновенно кишат даже лучшие переводные издания. Книга безупречна по форме... но это ничто по сравнению с содержанием.

-2

Произведение Гилберт можно было бы назвать одним из множества учебников по литературному мастерству. И ошибиться - все равно, что назвать заливом Атлантический океан. Перед нами история о долгом пути к себе, к своему творческому началу, источникам вдохновения, самовыражению и осознанности. #История беспощадная, безжалостная и в то же время удивительно бережная и деликатная, нежная и суровая, откровенная и пристрастная. Совершенно необходимая каждому писателю, поэту, художнику - и людям, доселе никогда не мыслившим себя в искусстве. Потому что #творчество - не только слова и картины.

Самое важное по мнению Гилберт (и я с ней абсолютно согласна) - найти тот способ самовыражения, который добавляет в бытие радости и выражать себя максимально возможно полно, потому что это прекрасно. Начать можно в любом возрасте, в любом финансовом положении, в любой форме - главное делать, получая удовольствие от процесса и не привязываясь к результату.

Встать на коньки, сесть за руль, оседлать лошадь, начать танцевать фламенко или играть фламенко, нарисовать красками Неаполитанский залив, подняться на Килиманджаро. Посадить сад и ухаживать за ним, растить цветы или яблоки, настурции или клубнику. Собирать стеклышки на пляже и складывать из них фантастические мозаики. Поселиться в полуразрушенном доме с псом безвестной породы и немолодой козой - и сделать свою ферму с авторскими копченостями и сырами (видела я и такую историю). Жить радостно здесь и сейчас.

-3

Гилберт осторожно напоминает - все мы гости на нашей земле, все уйдем и заберем с собой лишь те дары души, которые успеем приобрести. Не деньги, не карьеру, не бесцельно потраченное время, не страхи и опасения, которые отравляют нам жизнь, мешая совершить первый шаг. Мешают пробовать и рисковать, делать несовершенное и неидеальное, не судить себя - и не судить других.

Важно взять и сделать - написать книгу, слепить кувшин, провести фестиваль или бал в антураже средневековья. Не ошибается лишь тот, кто не делает ничего. Чтобы жить и творить нужна смелость. И у каждого из нас она есть. Каждый наделен внутренними сокровищами, а творчество помогает их проявить, показать людям - с Гилберт солидарна и Библия в притче про светильник, который должен светить всем в доме.

-4

Волшебство, #магия творчества совершенно непредсказуемы. Но, оказывается, можно приманить или оттолкнуть своего гения, принять идею, словно доверчивую голубку - или отпустить без сожаления, чтобы она посетила другого творца. Стоит следить за собой и идти к творчеству, как идут на веселый праздник - нарядными и красивыми, причесанными и надушенными. Ведь по сути мы направляемся на любовное свидание, только вместо человека - светлый дух созидания. И он может ответить взаимностью - на пару часов или на всю жизнь.

С небрежной легкостью Гилберт разрушает стереотип «творец должен быть несчастным». Она дает нам ключи от клеток с внутренними демонами, делится тем, как она преодолела свои запреты - и как с задачей справились другие люди: поэты, музыканты, художники. Достаточно всего лишь любить свое дело и делать его радостно, доверять интуиции и слушать сердце.

Совершенно не важно, примут ли вас или отвергнут, напечатают и пришлют отказ, заплатят или не заплатят - это отдельная история. Творец уже получает свою награду, когда творит, погружается в #текст или художественное полотно, танцует свою историю, поет о чувстве, воплощает переживания. Здесь лежит истинная цена созидания. А вовсе не в грамотах и бумажках, славе и публикациях.

-5

Гилберт наделена удивительным чувством юмора - я не раз и не два смеялась в голос, вызывая удивленные взгляды соседей по вагону.

«Я твердо верю, что каждому из нас нужно найти какое-то дело, которое помешает нам грызть диван».
« - В каком, например, качестве ты могла бы послужить людям в мире постапокалипсиса?
- Странствующего барда.
- (презрительно) Радиоактивной канарейки!»
«Если б вы были дворником или фармацевтом и повели себя так, люди бы справедливо отвернулись от вас и нарекли бы придурком».

Писать о книге можно до бесконечности долго - я не пересказала и десятой доли того, что кипит и плещется в моей голове. И не стану - мою жизнь «Большое волшебство» уже изменило и будет менять еще долго. А вы сделаете свои выводы, получит свой #опыт , переживете упоительный момент встречи с чудесным текстом и возможно даже промокнете глаза разок-другой, осознав, что кто-то разделил ваши чувства и переживания. Книга придется ко двору и двадцатилетним и семидесятилетним, она словно бы дает разрешение - будьте собой.

-6

И не знаю как вы, но я этим разрешением намерена воспользоваться по-полной. Отучиться ныть, например, отучиться клянчить донаты и ходить со шляпой, перестать наказывать себя и уродовать себя - никогда больше не стану срезать волосы, потому что люблю свою пышную рыжую гриву, и чем она длинней, тем я сильнее. Идти в работу как на свидание, как в танец, наслаждаться процессом создания текста (я это всегда умела, но порой забывала, что умею). Жить, молиться, любить. И писать новые книги!