ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Этот уникальный псалом Давида представляет собой чудесный хвалебный гимн. Главная тема псалма 28 подсказана ураганом с ливнем. Бог славится за Его величие, проявленное в сильнейшей буре.
Основная часть псалма описывает грозу, которая, очевидно, пронеслась по всей Палестине, от западного моря на севере до Кадеса и далее на юг, вглубь пустыни. Она вызвала в душе автора благоговение, но не как явление материального мира, а как хвалебный хор, проповедь в песне о Боге, сотворившем ее. Этот псалом справедливо называют “Гимн грозе”.
В псалме мы видим тот духовный взгляд, который мы должны иметь на чудеса природы вокруг нас. Божье имя в этих одиннадцати стихах упоминается восемнадцать раз. Этот псалом - проповедь о Боге, проповеданная грозой. Давид и израильтяне показывают нам, как видеть Бога в дожде, в реках, ветрах и даже в содрогающихся скалах. Вот как об этом пишет Киркпатрик:
«Взгляд благочестивого израильтянина на Природу был глубоко религиозным. Он не размышлял над ее чудесами, красотой и разнообразием как таковыми. Все говорило ему о Божьей силе, славе, благодеянии и давало символы и образы для отображения Божьих свойств и дел. Так, гром был для него гласом Божьим, а все ужасные грозовые явления говорили о величии Предвечного Владыки Вселенной».
Главной целью псалма является провозглашение верховенства Яхве на небесах и на земле. Все подвластно Ему, даже мельчайшая дождевая капля и крохотная снежинка.
Что же гроза говорит Давиду о Боге?
I. В НЕЙ ОН ВИДИТ БОЖЬЮ СЛАВУ (ст. 1, 2)
Псалом начинается с призыва поклониться истинному Богу вселенной, ибо Ему принадлежит слава.
«Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (ст. 1, 2).
Трижды в этом вступительном стихе употреблено слово “воздать”, имеющее значение “дать”, “оказать”, “предоставить”. Однако здесь оно употребляется в ином смысле. Слава, которую мы должны “дать” Богу, уже принадлежит Ему; мы не “даем” Ему эту славу. Ни люди, ни ангелы не могут дать Богу ничего, что бы уже не принадлежало Ему; мы можем только признать Его славу и провозгласить ее. Давид призывает “сынов Божиих” увидеть и признать Господню славу и силу.
Трудно сказать, кто такие “сыны Божии”. Может, святые ангелы пред Божьим престолом, а может, так иносказательно названы земные вельможи. Похожая фраза есть в Пс. 95:7, где она означает все человечество в целом. Пусть мы не можем определенно сказать, кто такие эти “сыны Божии”, зато мы знаем, что они должны были делать. Они должны были подтверждать Божью славу и силу, воздавать Ему хвалу, достойную Его имени, и поклоняться Ему, как сказано в Современном Переводе, “в одежде праздничной”.
Те, к кому были обращены эти слова псалма, должны были взирать на Господню славу и могущество и прославлять Его. “Имя Его” - это буквально Сам Господь. Бог защищал Израиль и был силой народа, и слава Его имени была видна в Его делах и словах в защиту Израиля. Этот же Бог в сильнейшей буре оповещает о Своей могучей руке и о Своей славе. И эту славу, идущую с Его именем, надо было воспевать.
“Сыны Божии” должны были поклоняться Богу и славить Его за то, кем Он является. Они должны были предстать перед Богом в Его необыкновенной красоты святилище. Это святилище - не земной храм, сверкающий позолотой, драгоценными камнями, цветными стеклами и прочими украшениями и излишествами. Вся эта дорогостоящая мишура не может быть угодна Богу. Это поклонение должно было происходить в благолепии святости.
Поклонение, на которое все созывались, должно было воздать Богу хвалу за Его величественную славу, которая должна была вот-вот проявиться в приближающейся грозе. Не просто за Божью силу, а за Его великую славу. Бог достоин всей похвалы, какую только люди и ангелы могут воздать Ему. Вся честь принадлежит Его имени. Все на земле и на небесах должны почитать Бога за то, Кто Он есть, и воздавать Ему такое поклонение, какого достоин только Он один.
II. В НЕЙ ОН ВИДИТ БОЖЬЕ ВЕЛИЧИЕ (ст. 3-9)
Еще в буре Давид видит Божье беспримерное могущество и величие.
«Глас Господень над водами... Глас Господа силен, глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. Глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес. Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе» (ст. 3-9).
В центре псалма описание грозовой тучи; это наиболее величественная картина грозы из всех существующих. В стихах 3 и 4 гроза только приближается. В стихах 5-7 она бушует вовсю. В стихах 8 и 9 мы видим, как она уходит, оставив нам глубокие впечатления о Боге.
Буря началась над западным морем с ударов грома. Автор называет эти раскаты гласом Божьим. И хотя море сильно и сила эта разрушительна, псалмопевец знает, что Бог сильнее моря. Раскаты грома грохочут “над” морем, показывая Давиду Божье превосходство.
Гром образно называется “гласом Божиим”, и это выражение встречается семь раз (ст. 3, 4, 5, 7-9). Его голос звучит “над водами” (ст. 3), он “силен” и “величествен” (ст. 4), он “сокрушает кедры” (ст. 5), “высекает пламень огня” (ст. 7), “потрясает пустыню” (ст. 8), “разрешает от бремени ланей” и “обнажает леса” (ст. 9). За этим раскатами стоит Провидение - Бог, дающий и поддерживающий жизнь. Давид называет их гласом Божьим.
В стихе 5 “глас Божий” становится Самим Богом, действующим через разные проявления грозы. Эта гроза раскалывает ливанские кедры, самые мощные и крепкие деревья той земли. О горной цепи Ливана образно говорится, что она, потрясаемая бурей и ливнем, прыгает, как резвящийся в поле теленок (“телец”). Сирион (древнее название горы Ермон в северной Палестине) содрогается во время бури подобно скачущему дикому туру (“единорогу”). Эти образы показывают, как гроза расправляется с высокими горами, вздымающимися на несколько сот метров над уровнем моря. Ливан находился на севере Палестины, а пустыня Кадес - на юге, так что гроза бушевала вдоль всей Палестины.
Говорится и о других проявлениях грозы. Зигзаги молний прочерчивают небосвод. Леса склоняются до земли, словно трепеща перед природой. От страха у ланей досрочно появляются на свет детеныши. Ветер срывает листья, ветви и сухую кору с деревьев.
В небесах ангелы, наблюдая за яростным ветром и ливнем, с благоговейным страхом возвещают славу Ему. Проявления бури в природе заставляют их изумляться великолепием Божьей всемогущей силы. Они выражают свое поклонение Богу одним замечательным всеобъемлющим словом - “слава”.
В буре Давид видит Божье величие. Бог сильнее раскатов грома, пламени молнии и потрясающей силы ветра. Наш Господь больше всяких гор, морей и небес. Он повелевает потопами, деревьями и бушующими реками. Создатель выше всего, что Им создано.
III. В НЕЙ ОН ВИДИТ БОЖЬЮ БЛАГОСТЬ (ст. 10, 11)
Гроза также говорит Давиду о Божьей благости. Псалом завершается напоминанием о том, что буря должна сказать Божьему народу.
«Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек. Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (ст. 10, 11).
Господь небес властвует над потопом и над всей природой. Он правит землей и историей. Такая гроза может пронзить сердца Божьих людей ужасом, но, согласно Святому Духу, она должна вселить в нас не страх, а веру. Мощь, явленная в раскатах грома, ветре и вспышках молнии - это всего лишь проявления Божьей мощи - той, которую Он использует на благо Своему народу.
Псалом не порождает в сердце ужас. Божья сила, которую мы видим в природных катаклизмах, может защитить и защищает Божий народ. Руки, которые мечут молнии через все небо, также осыпают благословениями, защищают, посылают победу и мир. Божий голос, что скрывается за раскатами грома, говорит Его людям о мире. Божье дыхание, от которого поднимается ветер, также выдыхает Его божественное откровение истины. Мощь, что стоит за грозой, это сила нашего небесного Отца.
Поэтому завершающая строфа этой песни говорит о Божьей благости. Он любит Свой народ и дарует ему мир. Терзаемые ветром равнины и затопленные водой участки земли могут привести нас к мысли о ярости и неистовстве Бога. Да, Он праведен и никогда не оправдывает грех, но главной Его сущностью является милость. Гроза должна напомнить нам о силе, которую Он хочет использовать ради нас, а не об ужасе суда, который Его сила принесет нечестивым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни одна буря не приходит незамеченной. Она мчится по земле, обращая на себя внимание всех. Даже самые невнимательные видят и слышат ее. Почему же не все люди видят в буре то, что увидел псалмопевец?
Даже без помощи Библии мы, как и Давид, можем заключить из грозы, что Бог всемогущ, славен и милостив. Его сила очевидна. Его слава сияет в каждом порыве ветра. За этим стоит Его благость. Проливающийся дождь может причинить нам неудобство, но скоро мы замечаем, как земля благодаря ему оживает. На влагу, которую несет ей гроза, она отвечает тем, что дает нам пищу, оборачивая каждую каплю дождя Божьей добротой. Никто, считает Давид, не должен пройти через грозовую бурю, не заметив Божьей славы, Его величия и благости.
Всякий раз, когда мы слышим и видим грозу, пусть гром и молния поют нам о Боге, который создал нас, любит нас и желает нам мира.