-Здарова, служивые!
-Здоров, мужик, коль не шутишь.
Он подошёл со стороны дороги. Это был, как сейчас принято говорить, бомж. Насколько мне известно, в те времена, и в тех местах / Сибирь /, такие люди, скорее, назывались-- " бичи".
Впрочем, выглядел он вполне опрятным.
Не был он и насквозь пропитым.
Так вот на улице встретишь такого-да, видно, что человек не богатый, жизнью битый, но - обычный мужик. Не опустившийся.
В руке он держал, закинув её за спину, здоровенную клетчатую сумку, видимо, со своими пожитками. Я таких сумок тогда ещё не видел. Это была так называемая " челночница", продукция братского Китая.
Мы стояли у ворот шлюза Учреждения,попросту зоны, охрану которого осуществлял батальон, в котором я служил.
Мы - это два НК, нашего, и караула охранявшего промышленную зону, и два часовых КПП, один с промки, и я с жилой, соответственно. Дело было после утреннего развода осУжденных на работу, и мы сверяли результаты.
-А как мне туды - то попасть? - кивнул, вздыхая, мужичок в сторону зоны.
- Зачем тебе, отец? На свиданку к кому-то приехал?
- Не- говорит -, не приехал. Шёл мимо. А там же кормють, спать на простыня ложут. Работа есть, опять же. Крыши то нету у меня. Хожу вот, куда приткнуться-- не знаю...
- Ну, отец, это тебе не к нам. Это тебе с милиции начинать надо. А мы, это уж на последнем этапе,..... если судья с судьбой определят.
- Да знаю я... просто думал, может поможете чем..
- и пошёл себе дальше.
Странный диалог.
Но, видимо, характерный для того времени.
1992 год.
*****
Один раз, часов в 11 утра, в погожий осенний день, нас подняли по тревоге. Это была какая-то непонятная тревога. Ни оружия не получили, ни спецсредств. Никак не экипировались. Просто надели шинели и выстроились перед казармой.
Нам поставили задачу : один из осУжденных, у которого в тот день закончился срок заключения, не явился для освобождения на КПП, скрывается где-то на территории колонии и его надо найти.
Сотрудники администрации и контролёры войскового наряда уже ищут, но- безрезультатно. Поэтому принято решение подключить роту охраны.
Мне такие " рейды" не нравились. Это так называемый шмон. Несколько раз за время службы довелось поучаствовать в таких.
Но обычно нас нацеливали на поиск запрещённых предметов. Человека приходилось искать впервые и это было единственный раз.
Лично мне там, внутри зоны, было очень не по себе . Я не страдаю клаустрофобией и не могу, конечно, представить какие чувства испытывают несчастные, страдающие этим недугом. Но почему-то кажется мне, что мои ощущения были сродни тем, что испытывают клаустрофобы, оказывающиеся в замкнутом пространстве.
Крайне неуютно!!!
ОсУжденного / уже бывшего /обнаружили в одном из подсобных помещений. К КПП его буквально несли на руках. И практически насильно " освободили" - вытолкали на волю.
Он элементарно боялся выходить. Он не знал, что и кто его там ждёт. Он привык к зоне, а на воле за время его отсидки / семь лет /, всё настолько изменилось, что ему было страшно!
Наверное, это было какой-то психоз у него.
И таких случаев / нежелание сидельца выходить на свободу / я помню ещё, как минимум, два.
*****
Развод на работы производился с утра.
Промышленная зона, промка, находилась прямо через дорогу.
Сам развод, как таковой, проводился на плацу в зоне. Как и что они там делали - не знаю, не видел. Там какие-то карточки, наряды - все дела. Там формировали бригады, считали и давали им отмашку на выход.
Потом бригады проходили через шлюз, просто переходили через дорогу, и оказывались в рабочей зоне.
Промку охраняли другая рота, пятая, и их караул выставлял оцепление, которое образовывало на дороге коридор,по нему осУжденные и проходили в промку.
Нашей задачей являлось посчитать количество осУжденных, вышедших за территорию.
Чаще всего бригады были сформированы уже давно. Количество работающих в них было, как правило, неизменно. Одни и те же лица.
Как правило бригады не были большими. Четыре человека, пять,десять. Бригада численностью в двадцать человек уже считалась большой.
У нас были специальные дощечки, на которых уже проставлены были номера бригад, напротив которых мы проставляли цифру, соответствующую количеству вышедших человек.
Ничего сложного.
И по окончании мероприятия Дежурный Помощник Начальника Колонии / ДПНК /, старший Войскового Наряда Контролёв / ВНК /, начальники караулов обеих зон и их КППшники сверяли результаты.
Съём - то же самое, только промка выпускает, а мы, на жилой, принимаем.
*
Однажды во время съёма произошёл такой случай.
Бригады идут не вот прямо одна за одной. Между ними соблюдалась дистанция метров 7-10. Но кто-то идёт быстрее, кто-то наоборот отстаёт, поэтому иногда они смешивались по ходу. В таких случаях мы останавливали движение дожидались, пока отставшие догонят, а те, кто забежал вперёд - притормозят и дождутся своих, перечитывали опять и они шли дальше.
И вот идёт бригада, в которой должно быть, скажем, пять человек. / Точных цифр я уже не помню. / А в следующей, предположим - шесть.
Бригадир впереди идущей группы бросает нам :
- Одиннадцатая / номер бригады /, пятеро.
А их шесть.
Значит, кто-то из позади идущей сильно втопил.
Те подходят.
- Тридцать четвёртая, шесть человек.
Но с этим парнем их получается семеро!
Лишний, блин!
Всех по тормозам! Начинаем разбираться. И ДПНК вдруг говорит :
- Похоже это вообще не наш!
????????????????
Молодой парень, не старше 25, хорошо одетый. И всё вроде с ним нормально, только взгляд блуждающий какой-то.
Выяснилось :действительно не наш. Как он там прошёл мимо оцепления? Как зевнули они его столь капитально?
С ними потом комбат пел отдельную песню....
*
Потом опер зоновский, который с ним первым беседовал, рассказывал, что там что-то из-за несчастной любви. Девчонка его бросила. Крыша слегка и отъехала. И он решил ломиться в зону.
Вот ведь! Всегда, ещё до службы, знал и понимал, что есть люди, которые готовы рискнуть многим, в том числе и жизнью, ради того, чтобы свалить " с зоны".
Но, если бы вот сам не столкнулся, не поверил бы, что есть люди, готовые "свалить в зону".
Да ещё таким образом - минуя всякие процессуальные моменты, типа следствия, суда, а зачем они, правда? Если можно прямо вот так, через забор!
*****
Потому что ещё один вот именно через забор и лез. Но тот был в ломину пьяный.
И как ему не орал часовой - и " стой!", и " стрелять буду!", и вовсе уж неуставные и нецензурные вещи - тот упорно лез! Наверху запутался в колючке. Его оттуда кое - как сняли и передали в руку милиции.
Было это когда я ещё в полку служил, в городе. Так что там и " скорую" вызывали. Благо, что там она была.
Интересно, что и в этом случае часовой также мог применить оружие. Поскольку приказ ведь как звучит? "Заступить в караул по охране и обороне... ". А это и есть оборона объекта от посягательства извне. Если трактовать приказ дословно.
Один офицер, ещё на самой заре моей службы, говорил нам так :
- Вы стреляйте! Что в зону, что за зону. Видите, что трётся з/к у забора, пусть даже в 5 - 10 метрах, стреляйте, не ждите! Главное - выстрел предупредительный дайте, что б экспертиза гладко прошла. А мы уж потом подтащим прям к забору, что б мы оказались правы ! И - вы в отпуск поедете.
/ Я в своих опусах обычно меняю фамилии тех солдат и офицеров, с кем довелось служить. Но в данном же случае не хочу приводить ни даже изменённой фамилии, ни должности этого офицера.
Такое высказывание, безусловно, не делает ему чести.
Но, если уж совсем по чесноку - то вот, были и такие офицеры.
К счастью, я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то воспользовался этим советом.
А то, знаете, приказ - приказом, присяга - присягой, служба - службой, но таким способом заработать отпуск - ну - ка на хер! С этим ещё жить потом надо. А как.....? /
Часовой оказался не дураком. Не стал нарушать ни Устав, ни покой своей совести. И хрен с ним, с отпуском!
*****
И в этой связи интересно мне вот что. Понятно, что за побег из МЛС предусмотрено наказание.
А вот в обратном случае - предусмотрено ли какое - либо наказание за попытку проникновения в МЛС?
Если кому-то известно что-то о таких случаях, пожалуйста, черканите пару строк в комментариях.
Потому что, парня того, который гордо влился в ряды заключённых и решил добровольно лишиться свободы, видимо, на зло своей девице - отправили в город и, по моему, на психосвидетельствование и чем закончилась эта история - мне неизвестно.
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!