Она могла бы быть чудесной трагической героиней. Ну например, как Лариса Огудалова из «Жестокого романса». С такой же безнадежной любовью. Впрочем, в ситуации Оли всё было гораздо, гораздо лучше, чем у Ларисы. Но всё равно, она могла бы вызывать глубокое сопереживание, если бы... Если бы вела себя достойно.
Я не знаю, как так вышло у Рязанова, хотел потроллить публику, или уже тогда случались в мире этические перевёртыши, но т.е. не с «BLM» началось вот это всё... но, сдается мне, что в «Служебном романе» добро и зло конкретно поменялось местами.
Басилашвили — Самохвалов — главный мерзавец, Шурочка, Бубликов — мелкие бесы, а Новосельцев, Оленька Рыжова, или вот Верочка — они ок, извольте сипатизировать и сочувствовать.
Ну про Самохвалова я уже писала. Про Оленьку — вот сейчас. Про остальных тоже есть сказать.
Итак, Оля Рыжова. Нет, подобно Шурочке-общественнице, я готова посочувствовать, «как женщина женщину я вас, конечно, понимаю»...
Ну т.е. нетрудно даме нелёгкой советской судьбы, влюбиться в такую яркую птицу, как Юрий Григорьевич. Тем более, что у неё вроде как предпосылки были, в виде давнишнего лёгкого студенческого романа. И на почве старого знакомства, да ещё и с поддержкой Новосельцева, приблизиться к нему ей было легче, чем другим сослуживицам. В общем, влюбилась. Ничего удивительного и ничего страшного.
Но дальше начало твориться совсем уж непотребное.
- Оленька забыла, что все предпосылки к отношениям закончились ещё в студенчества, то есть лет 20 назад. С тех пор их дорожки разошлись так сильно, и сделали их настолько разными, что только воспаленный мозг мог придумать, что там может быть хоть какой-то «happy end».
- Оленька вела себя по-хамски. Попав в дом Самохвалова, причем не благодаря, а вопреки всему, в том числе и желанию хозяина (который прогнулся под Новосельцева, решив не обострять (кстати, ведь все герои Басилашвили примерно такие, один «Осенний марафон» чего стоит)), Рыжова начала отжигать. Вообще, глядя на происходящее в доме Самохвалова, сквозь землю провалиться хочется, каково уж хозяину... Восседая на птичьих правах за накрытым столом, героиня начала откровенно кокетничать, критиковать хозяйку, буквально заявляя «я-то получше твоей жены буду», напросилась танцевать, тут же прилипнув к хозяину и ударившись в воспоминания, которые явно были ему неприятны. Он пытался перевести разговор, вести себя по-джентельменски, всё-таки Noblesse oblige. А ведь у него ещё и полон дом статусных гостей, которые такие простые нравы не очень понимают.
- То, что гражданка Рыжова устроила в отношении Самохвалова на работе, в наше время грозит как минимум разрушением карьеры, как максимум — уголовным преследованием. Но в те времена карьера могла рухнуть как раз у Юрия Григорьевича, семья и благополучная жизнь — у него же. Ему было, что терять, и уж менее всего ему хотелось всё это терять из-за совершенно неинтересной ему тётки. Это у Оленьки главный успех в жизни, что её мужу язву профессор оперировал. А у мужика жизнь поинтереснее.
И вот тут чудесный кульбит, когда почему-то получилось, что Рыжову всем жалко, а Самохвалов мерзавец. Я не знаю, как Рязанов это сделал, об этом отдельно можно подумать. Но факт остается фактом — так быть не должно. Оленьку могло быть жалко, если бы она достойно вела себя в подобной ситуации. А вот можно вспомнить «Забытую мелодию для флейты», где героиня также в ситуации социальной пропасти с возлюбленным, но ведёт себя совершенно по-другому. Даже при том, что там чувства были взаимные, и отношения определенные были (даже жили вместе), и поскользнуться на этой тропинке, не совладав с эмоциями было гораздо более от чего. Там были чувства и поступки со стороны мужчины, хотя он, конечно, метался, пугался и подставлял девушку, хотя вот тут это было гораздо ольшим свинством, так как он сам участвовал в романе. Чего не скажешь о Самохвалове, он только убегал. Но вот во "флейте" — какую симпатию и уважение вызывает героиня... Особенно в конце, последние сцены, я рыдала... Там действительно любовь. Но какой другой характер, поведение, какой типаж. И кстати, ведь это тоже Рязанова. Вот сейчас писала и подумала, как будто в этом фильме знаменитый режиссёр похожую коллизию разыграл совершенно по-другому, просто задав соверешнно иной характер героини. Эту женщину уважаешь, даже сочувствие к ней соверешнно другого рода, чем то, которое можно нажать из себя по отношению к Рыжовой.
От Оленьки вынужден был шарахаться, так как «её в дверь, она в окно», и это без малейшей провокации со стороны возлюбленного. Он уж "ей и так и этак, со словами и без слов".
Он реально не знал, куда деваться, а когда ситуация совсем вышла из-под контроля, всё управление начало хихикать над ним (это в его-то положении становиться посмешищем), он отдал эти письма. И все дружно осудили не Рыжову, а его. Абсурд. Это не подлость, это самооборона. Причём после 33 китайских предупреждений.
И ещё момент с этими письмами, из-за которых героя записали в негодяи. А чем, собственно, это так уж навредило Ольге? Про то, что она влюблена и заваливает босса романтическими письмами — и так всё управление знало и хихикало, ничего нового. А дальше уж дело Шурочки было не читать их, а если уж довелось узнать и прочитать, то никуда это не растаскивать (она, собственно, и не растаскивала, там Верочка главная спелетница). То есть Оленька Самохвалова выставляла идиотом на всё управление, перед подчиненными, а Самохвалов рассказал только одному человеку, который, в общем-то, и так был в курсе, как и все. И почему-то ту же Верочку, разнесшую всё это дело по всему управлению и хихикавшую в лицо Самохвалову (и именно после этого он перешёл к решительным действиям, когда уже секретарша стала отурыто хихихать над ним), так вот, Верочку никто не осуждает, её любят. А Самохвалов му нехороший человек. Чудны дела твои, господин Эльдар Рязанов.
В таком раскладе героиня у меня не вызывает ни малейшего сочувствия, не за то, что влюбилась, а за то, как себя вела. А жертва здесь Самохвалов, которого затравили за то, что посмел отбиваться от домогательств ненужной тётки, грозивших разрушением карьеры, семьи и всего образа и качества жизни. Ещё раз — пострадал не из-за своего поведения, а из-за ничем не спровоцированных домогательств.
Я бы сказала, что Самохвалов слишком даже мягкотел и слишком долго увещевал ополоумевшую бабу, не переходя к жёстким действиям. Ещё раз спрошу, а как ему надо поступить?
Почему Самохвалов нормальный мужик. Странные оценки героя
Ещё киношное:
Глеб Жеглов и Володя Шарапов, кто прав?
Гоцман и Жеглов. Другая пара и другие подходы
"Холодное танго" — фильм неоднозначный, но к просмотру рекомендую
#служебный роман #кино #любимое советское кино #эльдар рязанов #оленька рыжова #дискуссионный клуб
Буду рада вашим лайкам, подпискам, мнениям и комментариям