Найти тему
между прошлым и будущим

Гримо, слуга Атоса

Самая распространенная легенда о Гримо гласит, что Дюма придумал этого молчаливого персонажа потому, что издатель платил построчно, и короткие реплики позволяли Дюма без особого труда гнать объем и увеличивать заработок.

В самом деле?!

Тот, кто это повторяет, хоть представляет, как это работает на самом деле?

И, самое главное, а ничего, что большую часть времени Гримо вообще молчит?! Так где же здесь выигрыш?

Не удивлюсь, что эту сказку придумал сам Дюма, чтобы изобразить себя находчивым и предприимчивым человеком. А люди.... они вообще доверчивы и чему только не верят.

Поэтому оставим сказки и перейдем собственно к персонажу.

-2

Да, Гримо молчалив. Будешь тут молчаливым, когда знатный господин разговаривать запрещает: "Вы, кажется, позволили себе заговорить?". И слова "Замолчите!" — это еще по доброму. Так-то недовольный Атос способен и избить слугу. А что — слуг бьют, и это никому не кажется странным. Все-таки семнадцатый век на дворе, а не двадцать первый. Можно бить слуг. Можно приказать съесть письмо. И играть в кости на слугу тоже можно.

При этом Гримо не только боится своего господина, он еще и привязан к нему и готов расшибиться, чтобы заслужить одобрение.

Скажите "Стокгольмский синдром"? Да в том-то и дело, что нет. Просто иное время, иные нравы. Да и Атос по своему заботится о Гримо. А вот Гримо далеко не всегда проявляет послушание.

Помните историю с бастионом Сен-Жерве? Это когда Атос заключил пари, что они пообедают в захваченном бастионе, как бы ларошельцы не пытались их оттуда выбить, и все ради того, чтобы можно было без проблем обсудить дела.

Д'Артаньян считал такое пари самоубийственным, а Гримо и вовсе взбунтовался. Он как раз нес корзинку с едой, а когда убедился, куда они идут, поставил корзину на землю, сел сам и отрицательно замотал головой. А перед этим осмелел до того, что задав своему господину вопрос, куда они идут (знаками, естественно).

Что интересно, Атос не оскорбился на вопрос слуги. Ответил. А в качестве аргумента "за" сначала прибег к ссылке на Господа (тоже знаками — возвел глаза и руки к небу), а потом взялся за пистолет.

Пистолет оказался убедительнее.

Между прочим, на иллюстрации ниже как раз выполнение Гримо очередного поручения Атоса в ходе знаменитого обеда в бастионе — вот такая инсталляция из тел погибших, чтобы ввести осаждающих в заблуждение. И остается согласится с Атосом — воображение у Гримо было на высоте. Интересно, где он его тренировал? Впрочем, об этом позже.

-4

А вот конвоируя миледи на казнь, Гримо, выслушивая ее посулы и угрозы, заколебался. Дюма не дал ему сделать выбор — Атос велел заменить слуг, сочтя Гримо и Мушкетона ненадежными. Что ж, может, персонажу в этом повезло.

Зато в следующем романе мы видим Гримо вполне уверенным в своем положении при графе де Ла Фер и никакого страха перед ним не испытывающего. Возможно, вернув себе часть прежнего состояния, а, главное, став отцом — Атос помягчел. И в новой обстановке Гримо изменился. В "Трех мушкетерах" Планше, Мушкетон, Базен — каждый был себе на уме, и только Гримо из-за постоянной строгости Атоса казался простым как медная монета и до ужаса зашуганным. И теперь выясняется, что Гримо умен, предприимчив, расчетлив и совершенно незаконопослушен.

Ну да, можно сказать, что содействовать побегу герцога де Бофора из Венсеннской крепости ему приказал Атос, а господ надо слушаться. Но, временно закрывая тему незаконопослушности — все решения в крепости Гримо принимает самостоятельно и делает это быстро. Очень быстро.

-5

Точно так же он очень быстро принимает решение, когда узнает об убийстве палача (того самого, что 20 лет назад отрубил голову миледи) и о фальшивом монахе, его убившем.

И что же?

Он принимает решение нарушить приказ графа, отдает распоряжение Раулю де Бражелону (и какое!) и отправляется к Атосу — предупредить об опасности.

— Если когда-нибудь вы встретите его где бы то ни было, по дороге, на улице, в церкви, все равно где, наступите на него ногой и раздавите без жалости, без сострадания, как раздавили бы змею, гадину, ехидну. Раздавите и не отходите, пока не убедитесь, что он мертв. Пока он жив, жизнь пяти людей будет в опасности.

И, воспользовавшись изумлением и ужасом, охватившими его собеседников, Гримо, не прибавив больше ни слова, поспешно вышел из комнаты.

— Ну, граф, — сказал Рауль, обращаясь к де Гишу, — не говорил ли я вам, что этот монах производит на меня впечатление гада?

Через две минуты, заслышав на дороге лошадиный топот, Рауль поспешил к окну. Это Гримо возвращался в Париж. Он приветствовал виконта, взмахнув шляпой, и вскоре исчез за поворотом дороги.

Дорогой Гримо думал о двух вещах: первое — что если ехать так быстро, его лошадь не выдержит и десяти миль; второе — что у него нет денег.

Но если Гримо говорил мало, то изобретательность его от того стала только сильнее. На первой же почтовой станции он продал свою лошадь и на вырученные деньги нанял почтовых лошадей.

А теперь вернемся к теме незаконопослушности. Вот этот самый Гримо, беззаветно верный господину, чью честность больше никто не подвергает сомнению (как это было в "Трех мушкетерах"), так что именно он отвечает за все деньги компании и ведет всю бухгалтерию, ко всему прочему отвечает за оружие и инструменты, — этот самый Гримо фактически предлагает украсть у владельцев фелуки, на которой все они возвращаются из Англии во Францию, вино.

Нет, я все понимаю — семнадцатый век, другая мораль, но все же, оцените ситуацию. Верность и честность по отношению к господину и его друзьям, а к остальным — как придется.

И оцените, как хорошо Гримо и Мушкетон понимают друг друга в этом деле. Мушкетон, ладно — мы еще с "Трех мушкетеров" знали, что он браконьер, временами вор, а его отец и вовсе был грабителем. Но откуда такие навыки у Гримо? Сам предложил отведать чужое вино. Сам напомнил об инструментах, чтобы отодрать доски, отделяющие страждущих от вина. Сам вызвался идти за вином. Напомнил о необходимости прикрыть дыру в переборке плащом. Остается признать, что было в его жизни что-то, о чем Дюма не рассказывал.

И вот ведь ирония судьбы — именно Мушкетон и Гримо (бывший браконьер и... кто ж знает, чем занимался до встречи с Атосом Гримо) навсегда остались слугами. Слугами и больше никем.

И это Гримо — человек, бесспорно, талантливый, умный, изобретательный, немного счетовод, немного хирург, мастер на все руки...

А вот в финале "Виконта де Бражелона" за Раулем он все же не досмотрел. Да, трудно досмотреть за человеком, который вбил себе в голову, что ему не для чего жить. О двух стариках — отце и Гримо — он не подумал. И это большой грех на его совести.

Что же стало с Гримо после смерти Атоса и Рауля?

Этого нам уже не узнать. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли он прожил долго.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки