Найти тему

Селькупский обряд оживления бубна, или "на олене за облака".

Оглавление

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов.

 (На севере России селькупы являются наиболее малочисленной народностью, представителей которой на данный момент осталось всего 3600 человек. Живут они на севере Западной Сибири, у нас на Ямале)

 Считалось, что бубен шамана — это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо. 

 Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. 

Фото из открытых источников. Автор совсем не уверен, что на фотографии именно селькупский шаман.
Фото из открытых источников. Автор совсем не уверен, что на фотографии именно селькупский шаман.
 Шаманский бубен не является музыкальным инструментом, как это думают большинство обывателей, в этом магическом инструменте запечатана безграничная сила вселенной, способная творить настоящие чудеса.
Может быть, ныне эти представления и неуместны, но внутри священного круга бубен до сих пор остается проводником и помощником.

Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми. 

 Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. 

Люди верили: как любой другой магический инструмент культуры шаманов, шаманский бубен имеет огромную силу.

  Кульминацией церемонии было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». 

 Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот. Завершался обряд всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков. 

 

Корона шамана. Фото из открытых источников.
Корона шамана. Фото из открытых источников.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. То есть в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».

При смене старого бубна на новый, шаман уносил отслуживший инструмент в лес, там снимал с него металлические подвески (вместилища служебных духов), которые переходят к следующему сделанному бубну этого шамана.  Момент отказа от старого бубна происходит только , когда новый уже готов, но еще не оживлен. Таким образом, на протяжении всей своей жизни, шаман не остается без действующего бубна. После того, как отслуживший бубен покидает своего хозяина, немедленно начинается обряд оживления следующего бубна. 

Спасибо, что дочитали. Вы верите в силу шаманов?

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.