Необходимо ли проведение общественных обсуждений материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении объекта, не являющегося объектом государственной экологической экспертизы?
Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:
С 1 сентября 2021 г. вступают в силу Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. № 999) (далее - Требования).
В соответствии с п. 1 Требований материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе»).
При этом согласно п. 2 Требований подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе в определенных ФЗ «Об экологической экспертизе» случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу, далее - заказчик) или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (заказчик или физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, далее - исполнитель).
На основании изложенного, в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводится оценка воздействия на окружающую среду.
При этом указанная оценка проводится в отношении любой деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, в т.ч всех видов строительных и иных работ (включая реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, ликвидацию) и не зависит от места расположения объекта.
Необходимо отметить, что с 1 сентября 2021 г. к материалам оценки воздействия применяются Требования, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. № 999.
При этом материалы оценки воздействия являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. не являющейся объектом государственной экологической экспертизы.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 Требований определены этапы формирования материалов оценки воздействия установлены п. 4 Требований.
Так, для формирования материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчиком (исполнителем), в том числе,
- подготавливается и направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомление о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду);
- проводятся общественные обсуждения по объекту общественных обсуждений.
При этом в соответствии с подп. «а» п. 7.9.3 в случае проведения общественного обсуждения проекта Технического задания, объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду, переработанного в соответствии с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы, или доработанного по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий согласно пункту 6 настоящих требований, а также предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в случае, если указанные объекты не соответствуют критериям, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - III категорий (далее – объекты НВОС I-III категории), а также если такая деятельность не подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе», общественные обсуждения проводятся в форме простого информирования.
При этом под простым информированием понимается информирование общественности с указанием места размещения объекта общественного обсуждения и сбором замечаний, комментариев и предложений по адресу (адресам), в том числе электронной почты, согласно уведомлению.
На основании изложенного, одним из этапов формирования материалов оценки воздействия на окружающую среду является формирования предварительных материалов оценки воздействия.
При этом материалы оценки воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, вне зависимости от необходимости представления их в дальнейшем на государственную экологическую экспертизу должны включать в себя в т.ч. сведения о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем, Требованиями предусмотрены случаи, при которых общественные обсуждения проводятся в форме простого информирования – информирования общественности с указанием места размещения объекта общественного обсуждения и сбором замечаний, комментариев и предложений по адресу (адресам), в том числе электронной почты, согласно уведомлению.
При этом в форме простого информирования проводятся общественные обсуждения предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на объектах, не являющихся объектами НВОС I-III категории, а также если такая деятельность не подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе».