Здравствуйте, дорогие читатели канала "Исчезнувшая история"! Сегодня речь пойдёт о создании культовой эмблемы автомобиля Роллс-Ройс - статуэтки "Дух Экстаза". В этом рассказе переплетутся несколько сюжетных линий: романтическая, техническая, художественная и коммерческая.
Наша история начинается в 1897 году, когда британские энтузиасты "безлошадных экипажей" объединились в Автомобильный клуб. Его первым секретарём стал талантливый инженер и организатор Клод Гудман Джонсон - ключевая фигура, именно он через 14 лет сыграет главную роль в нашей истории.
Секретаршей Джонсона стала семнадцатилетняя Элеанор Торнтон. Помимо природной красоты, девушка имела отличные деловые качества и была настроена на карьерный рост. В 1902 году Элеанор перешла на работу в редакцию малоизвестного на тот момент журнала об автомобилях "Car Illustrated".
Создателем и владельцем журнала был Джон Уолтер Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю - аристократ, спортсмен и большой поклонник автомобилей. Его отношения с прекрасной секретаршей вскоре стали не только деловыми: мисс Торнтон стала личной помощницей Монтегю и его возлюбленной.
Их роман продолжался 13 лет. За это время Элеанор родила ребенка от босса. Однако об узаконивании отношений речи не шло: Джон Монтегю был женат, а развод с Леди Сесил Керр и женитьба на девушке незнатного происхождения могли негативным образом сказаться на его карьере члена парламента. Кроме того, под угрозой мог оказаться и титут барона со всеми привилегиями.
Дошедшие до нас фотографии Элеанор Торнтон не всегда в полной мере передавали её очарование. Но ведь недаром именно она становилась моделью для обложек "Car Illustrated", а также героиней рисунков для печатного издания - журнала "Алиса в стране моторов". Эти иллюстрации делал Чарльз Робинзон Сайкс, с 1903 года работавший в журнале Монтегю.
Сайкс был не только художником, но и скульптором, и мисс Торнтон нередко позировала ему. Считается, что именно по ее образу и подобию в 1903 году Сайкс изготовил награду за победу в "Трофее Монтегю", которая представляла собой статуэтку прекрасной девушки, держащей в своих руках крылатый автомобиль.
Об автомобиле "Роллс-Ройс" Джон Монтегю знал не понаслышке: он был знаком с Чарльзом Роллсом - одним из основателей компании. Приобретя свой "Роллс-Ройс" в 1910 году, Монтегю захотел, чтобы его автомобиль выделялся среди всех остальных. Он попросил Чарльза Сайкса сделать статуэтку, которая бы украсила крышку его радиатора. Моделью для неё вновь стала Элеанор Торнтон.
Сайкс создал фигурку девушки, балансирующей на одной ноге, в платье, развевающемся от ветра, и с указательным пальцем, приставленным к губам. Скульптура была названа "Шёпот" ("Whisper").
Иногда жест девушки трактовался как намёк на тайные взаимоотношения Монтегю и его возлюбленной. Но вряд ли бы барон стал афишировать свои чувства на капоте автомобиля. Скорее всего, эта фигурка иллюстрировала главные достоинства автомобиля "Роллс-Ройс" - плавный и бесшумный ход: девушка на крышке радиатора держала равновесие, даже стоя на одной ноге, а звук мотора этого автомобиля, по сравнению с грохочущими моторами других марок, напоминал лёгкий шёпот.
Статуэтка "Шёпот" должна была украшать машину барона Монтегю, но она стала предвестницей "Духа экстаза".
Решающую роль в создании символа автомобиля "Роллс-Ройс" сыграл Клод Гудман Джонсон. Он уже давно не был секретарём автомобильного клуба, хотя и стоял у истоков кампании "Rolls-Royce", был её управляющим директором, занимался коммерческим продвижением машины. Джонсон понял, насколько модной стала тенденция украшать свои автомобили разнообразными "маскотами" (талисманами). Он решил сделать для "Роллс-Ройса" официальную эмблему и пригласил к сотрудничеству знакомого скульптора - Чарльза Сайкса. Так замкнулся круг действующих лиц этой истории: Клод Джонсон, Элеанор Торнтон, Джон Монтегю и Чарльз Сайкс.
Джонсон считал, что для элегантного, похожего на греческий храм, капота автомобиля, нужен образ, напоминающий греческую крылатую богиню Нику в развевающихся на ветру одеждах. С трудом Сайкс отстоял свою идею о том, чтобы статуэтка была не мощной, как Ника, а более хрупкой и грациозной фигуркой, наклонившейся вперёд навстречу ветру.
Позировала ли ему снова мисс Торнтон, неизвестно, но легенда говорит о том, что прекрасная Элеонор стала прототипом этого образа, который сначала назвали "Духом скорости", а через некоторое время переименовали в "Дух Экстаза" (Spitit of Ecstasy).
Их разлучила только смерть. 30 декабря 1915 года барон Монтегю и Элеонор Торнтон находились на борту пассажирского лайнера "Персия", направлявшегося в Индию - место службы Монтегю в годы Первой мировой войны. Внезапно корабль был атакован немецкой торпедой. Он затонул в считанные минуты, спастись удалось лишь немногим - Джон Монтегю был одним из них, а его возлюбленная пропала в пучине вод. Но если погибла реальная героиня нашего рассказа, то легендарная Элеанор Торнтон будет вечно жить в "Духе экстаза" - символической статуэтке, летящей над капотом автомобиля "Роллс-Ройс".