Найти тему
Наталья Баева

"Сам он русский - у него только фамилия немецкая!" - 2

Итак, комедия "Бригадир" был настолько широко известна... увы, в самых узких кругах, что автору, Денису Фонвизину, оказалось впору призадуматься: не станет ли он придворным "развлекателем"? Шутом с баронским титулом?

"Умри, Денис, лучше не напишешь!" - таково было мнение двора. Но, чтобы пробиться к публике, на сцену, надо было написать ЛУЧШЕ!

И «Недоросль» у Фонвизина получился ещё лучше.

-2

Но почему именно в адрес «Недоросля» порой приходится читать рассуждения критиков высокомерные, несправедливые, а нередко и просто злобные? «Какой бы театр ни ставил эту пьесу, давно обратившуюся в литературный памятник, везде одно и то же: бегает брюхатый Митрофан, скучно резонерствует Стародум, которого невозможно отличить от Правдина и Милона. Кажется, все трое — одно лицо»…

Кто же настолько заинтересован в том, чтобы потомки этого НЕ ПРОЧЛИ?

Поразмыслить об этом стоит, но сейчас наша задача не в том, чтобы искать врагов, а в том, чтобы увидеть ценность этого «памятника» для потомства.

Итак, мы в подмосковном имении господ Простаковых. Госпожа Простакова здесь — абсолютный монарх.

-3

У неё на попечении юная родственница Софья — и тётушка прикидывает, как бы использовать девушку с прибылью для хозяйства. Выдать её замуж за своего брата Скотинина, чтобы на объединённых землях построить огромную свиноферму?

-4

Но вдруг… всё самое неожиданное всегда бывает «вдруг»! Приезжает дядюшка Софьи Стародум, которого считали погибшим. А он не просто жив — он честно разбогател, и сделал Софью своей наследницей. Отдать такой кусок братцу?! Ну уж нет — теперь Простакова выдаст Софьюшку за своего пятнадцатилетнего сына Митрофанушку!

-5

Одно из лучших моих школьных воспоминаний — чтение этой пьесы в классе «по ролям». Я была госпожой Простаковой, и старательно изображала безмерную материнскую любовь к двухметровому однокласснику — «Митрофанушке». А он закатывал глаза к потолку, напряжённо соображая, сколько будет «единожды един», свысока обзывал «няньку Еремеевну» (самую маленькую одноклассницу) «старой хрычовкой» — и тут же пытался спрятаться за её спину от разъяренного «дядюшки Скотинина».

А сцена экзамена!

«Еоргафия — наука не дворянская. Далеко ли ушёл в истории? Смотря в какой. В иной в тридевятое царство, в тридесятое государство залетишь. „Дверь“ — котора дверь, эта? Эта — прилагательна. Потому, что она к месту своему приложена. Вот та дверь, что у сарая стоит не навешена — та покамест существительна».

И мощный аккорд мощным голосом:

— Не хочу учиться — хочу жениться!

-6

Если бы нас тогда спросили, кто же главный герой пьесы, мы

сочли бы вопрос совершенно праздным. Конечно Митрофанушка!

Но оказывается, неуч и лентяй был в тогдашних комедиях едва ли не общим местом. И современники оценили прежде всего тех персонажей, которых на сцене увидели впервые.

Холоп Тришка. Не убило в нём холопское положение ни остроумия, ни таланта.

Нянька Еремеевна. При всей привычке низко кланяться, она совсем не находит нормальным своё жалование: «Пять рублей на год да пятьдесят пощёчин на день». И ведь она непритворно любит своего воспитанника. «Воспитание» для неё, так же, как и для её господ, — синоним «питания». Но при этом её любовь и забота — совершенно искренни!

А «учители» — Цифиркин и Кутейкин! Они сами мало, что знают, но — добросовестны. Свои скромные знания пытаются вложить ученику уже не первый год. И оба дружно ненавидят третьего учителя — Вральмана, который даже и не делает вид, что чему-то учит «рапёнка». Просто получает деньги за то, что он — немец. "Носитель языка".

Главное же открытие пьесы — Стародум.

-7

Странная фамилия для положительного героя? Ведь «Стародум» — это что-то вроде «Застрявший в прошлом веке»? Но с другой стороны, так ли уж это плохо, если прошлый век был в чём-то лучше нынешнего? И автор ясно даёт понять, что его герой «застрял» в эпохе Петра Великого. Он мыслит и действует так, как учил человек, посвятивший свою жизнь Родине. Её благу, чести и славе.

В пространных монологах — диалогах Стародума нет ничего смешного, и мы их, по правде говоря, торопливо пролистывали. Но учительница спросила:

— Как вы думаете, почему первому исполнителю роли Стародума — актёру Дмитревскому — публика кидала на сцену… кошельки с золотом? Хорошо играл? А может, что-то такое сказал со сцены, что привело зрителей в восторг? Прочтите, попробуйте догадаться.

Нехитрый приём сработал — мы так углубились в «скучные» страницы, словно кошельки с золотом были спрятаны в книжках. И вот…

— Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Угнетать рабством себе подобных беззаконно!

— Немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.

— Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

— Главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло.

— Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. А разве тот счастлив, кто счастлив один?

— Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.

И когда Правдин удивляется, что Стародум не при дворе, не там, где он нужен, как врач больному, он слышит решительный ответ:

— Тщетно звать врача к больному неисцельно.

По мнению героя (и автора) двор Екатерины не просто болен — безнадёжен!

Чиновник Правдин убеждён в благотворности законов, в возможностях воспитания, в необходимости общих усилий людей честных. А главное — в абсолютной порядочности и всемогуществе императрицы.

-8

Есть в этом человеке что-то державинское! Но Стародуму его вера в светлое завтра кажется детски-наивной…

Светлым оно будет лишь у светлых людей — начитанной умницы Софьи и её жениха Милона. Суворовского офицера.

Пьеса имела такой успех, понравилась настолько, что с её героями публика не хотела расставаться! В наше время автор на волне популярности, вероятно, написал бы «Недоросля-2», «Недоросля-3»…

Фонвизин же нашёл другой выход: журнал «Стародум». С подзаголовком: «Друг честных людей».

На страницах этого периодического издания печаталась обширная переписка господина Стародума — со знакомыми, с друзьями, с племянницей Софьей…

Вот несколько писем от генерала Дурыкина: он просит порекомендовать ему учителя для его детей. Повод высмеять и уровень домашнего образования, и кругозор генерала, и его старания взвалить на учителя всё, чего не умеет сам. Ничего, если ему некогда будет заниматься детьми!

Но это ещё и повод поговорить о том, что должно давать образование. Начало обсуждения педагогических теорий.

А рассказ об обычном утре обычной помещицы — княгини Халдиной? При её туалете присутствует светский вертопрах Сорванцов. Не потому, что княгиня пытается соблазнить юнца, а просто… хороший, светский тон — показывать, что понятие стыда тебе вовсе незнакомо.

-9

Развлекая княгиню, Сорванцов рассказывает о своей бестолковой жизни. Смешно. Но пропадает желание смеяться, когда он вспоминает своих воспитателей — тётушку Лицемерову и шевалье Какаду. Тётушка терпеть не могла детей, предпочитая им общество своих болонок, а Какаду «вселял в сердца наши ненависть ко всему русскому».

Не таким уж плохим человеком вырос этот Сорванцов. По крайней мере, не кичится он своим невежеством и много читает, но время упущено. Если бы его здоровой натуре вовремя помогло воспитание…

Ещё один интересный персонаж — Бескорыст. Судья, который не берёт взяток. Чуть не умирает с голоду, хорошо хоть — семьи у него нет. А как не брать тем, кто кормит семью? Ведь нельзя же прокормить её на столь скромное жалование?

Или государство платит так мало в расчёте на «самокорм» чиновника? Но к чему тогда разговоры о борьбе со взятками?

А вот письмо от Софьюшки. Растерянная племянница советуется с дядей по очень деликатному вопросу: муж изменяет… кто бы мог ожидать от Милона?!

Стародум уточняет детали, и отвечает, как знаток мужской психологии: «Увлечение честного человека непотребною девкою долговременно быть не может». Племяннице предлагается подумать, что ей важнее — устыдить мужа, когда ему и так стыдно, или же сохранить с ним дружбу, а значит, и семейное благополучие. Расставшись с «девкой», (а это, конечно, произойдёт скоро), Милон будет счастлив, что у него есть тыл, есть неизменный друг — жена. А если тыла и друга не будет? Кому будет лучше?

Каждое письмо в этом журнале становилось поводом к обсуждению. Общество училось мыслить.

Неужели именно поэтому последовало высочайшее распоряжение о прекращении издания «Стародума»? Мыслящие подданные — это, по меньшей мере, неудобство…

Короткие рассказы, миниатюры, зарисовки новейших нравов, две неоконченные повести — это то, что написал Денис Иванович, будучи уже парализованным. Он не сдавался, он ценил каждый миг этой краткой жизни!

Никто до Фонвизина не сомневался в том, что великое у человечества — в прошлом. Измельчавшие потомки могут только подражать великим предкам, пытаться приблизиться к их славе.

Но писатель разглядел ростки величия в пошлой повседневности, в смешной обыденности — начало будущего.

И то, что он совершил в литературе, было настоящим открытием.

Начало рассказа здесь: "Сам он русский - у него только фамилия немецкая!" | Наталья Баева | Яндекс Дзен