Итак, комедия "Бригадир" был настолько широко известна... увы, в самых узких кругах, что автору, Денису Фонвизину, оказалось впору призадуматься: не станет ли он придворным "развлекателем"? Шутом с баронским титулом?
"Умри, Денис, лучше не напишешь!" - таково было мнение двора. Но, чтобы пробиться к публике, на сцену, надо было написать ЛУЧШЕ!
И «Недоросль» у Фонвизина получился ещё лучше.
Но почему именно в адрес «Недоросля» порой приходится читать рассуждения критиков высокомерные, несправедливые, а нередко и просто злобные? «Какой бы театр ни ставил эту пьесу, давно обратившуюся в литературный памятник, везде одно и то же: бегает брюхатый Митрофан, скучно резонерствует Стародум, которого невозможно отличить от Правдина и Милона. Кажется, все трое — одно лицо»…
Кто же настолько заинтересован в том, чтобы потомки этого НЕ ПРОЧЛИ?
Поразмыслить об этом стоит, но сейчас наша задача не в том, чтобы искать врагов, а в том, чтобы увидеть ценность этого «памятника» для потомства.
Итак, мы в подмосковном имении господ Простаковых. Госпожа Простакова здесь — абсолютный монарх.
У неё на попечении юная родственница Софья — и тётушка прикидывает, как бы использовать девушку с прибылью для хозяйства. Выдать её замуж за своего брата Скотинина, чтобы на объединённых землях построить огромную свиноферму?
Но вдруг… всё самое неожиданное всегда бывает «вдруг»! Приезжает дядюшка Софьи Стародум, которого считали погибшим. А он не просто жив — он честно разбогател, и сделал Софью своей наследницей. Отдать такой кусок братцу?! Ну уж нет — теперь Простакова выдаст Софьюшку за своего пятнадцатилетнего сына Митрофанушку!
Одно из лучших моих школьных воспоминаний — чтение этой пьесы в классе «по ролям». Я была госпожой Простаковой, и старательно изображала безмерную материнскую любовь к двухметровому однокласснику — «Митрофанушке». А он закатывал глаза к потолку, напряжённо соображая, сколько будет «единожды един», свысока обзывал «няньку Еремеевну» (самую маленькую одноклассницу) «старой хрычовкой» — и тут же пытался спрятаться за её спину от разъяренного «дядюшки Скотинина».
А сцена экзамена!
«Еоргафия — наука не дворянская. Далеко ли ушёл в истории? Смотря в какой. В иной в тридевятое царство, в тридесятое государство залетишь. „Дверь“ — котора дверь, эта? Эта — прилагательна. Потому, что она к месту своему приложена. Вот та дверь, что у сарая стоит не навешена — та покамест существительна».
И мощный аккорд мощным голосом:
— Не хочу учиться — хочу жениться!
Если бы нас тогда спросили, кто же главный герой пьесы, мы
сочли бы вопрос совершенно праздным. Конечно Митрофанушка!
Но оказывается, неуч и лентяй был в тогдашних комедиях едва ли не общим местом. И современники оценили прежде всего тех персонажей, которых на сцене увидели впервые.
Холоп Тришка. Не убило в нём холопское положение ни остроумия, ни таланта.
Нянька Еремеевна. При всей привычке низко кланяться, она совсем не находит нормальным своё жалование: «Пять рублей на год да пятьдесят пощёчин на день». И ведь она непритворно любит своего воспитанника. «Воспитание» для неё, так же, как и для её господ, — синоним «питания». Но при этом её любовь и забота — совершенно искренни!
А «учители» — Цифиркин и Кутейкин! Они сами мало, что знают, но — добросовестны. Свои скромные знания пытаются вложить ученику уже не первый год. И оба дружно ненавидят третьего учителя — Вральмана, который даже и не делает вид, что чему-то учит «рапёнка». Просто получает деньги за то, что он — немец. "Носитель языка".
Главное же открытие пьесы — Стародум.
Странная фамилия для положительного героя? Ведь «Стародум» — это что-то вроде «Застрявший в прошлом веке»? Но с другой стороны, так ли уж это плохо, если прошлый век был в чём-то лучше нынешнего? И автор ясно даёт понять, что его герой «застрял» в эпохе Петра Великого. Он мыслит и действует так, как учил человек, посвятивший свою жизнь Родине. Её благу, чести и славе.
В пространных монологах — диалогах Стародума нет ничего смешного, и мы их, по правде говоря, торопливо пролистывали. Но учительница спросила:
— Как вы думаете, почему первому исполнителю роли Стародума — актёру Дмитревскому — публика кидала на сцену… кошельки с золотом? Хорошо играл? А может, что-то такое сказал со сцены, что привело зрителей в восторг? Прочтите, попробуйте догадаться.
Нехитрый приём сработал — мы так углубились в «скучные» страницы, словно кошельки с золотом были спрятаны в книжках. И вот…
— Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Угнетать рабством себе подобных беззаконно!
— Немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
— Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
— Главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло.
— Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. А разве тот счастлив, кто счастлив один?
— Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.
И когда Правдин удивляется, что Стародум не при дворе, не там, где он нужен, как врач больному, он слышит решительный ответ:
— Тщетно звать врача к больному неисцельно.
По мнению героя (и автора) двор Екатерины не просто болен — безнадёжен!
Чиновник Правдин убеждён в благотворности законов, в возможностях воспитания, в необходимости общих усилий людей честных. А главное — в абсолютной порядочности и всемогуществе императрицы.
Есть в этом человеке что-то державинское! Но Стародуму его вера в светлое завтра кажется детски-наивной…
Светлым оно будет лишь у светлых людей — начитанной умницы Софьи и её жениха Милона. Суворовского офицера.
Пьеса имела такой успех, понравилась настолько, что с её героями публика не хотела расставаться! В наше время автор на волне популярности, вероятно, написал бы «Недоросля-2», «Недоросля-3»…
Фонвизин же нашёл другой выход: журнал «Стародум». С подзаголовком: «Друг честных людей».
На страницах этого периодического издания печаталась обширная переписка господина Стародума — со знакомыми, с друзьями, с племянницей Софьей…
Вот несколько писем от генерала Дурыкина: он просит порекомендовать ему учителя для его детей. Повод высмеять и уровень домашнего образования, и кругозор генерала, и его старания взвалить на учителя всё, чего не умеет сам. Ничего, если ему некогда будет заниматься детьми!
Но это ещё и повод поговорить о том, что должно давать образование. Начало обсуждения педагогических теорий.
А рассказ об обычном утре обычной помещицы — княгини Халдиной? При её туалете присутствует светский вертопрах Сорванцов. Не потому, что княгиня пытается соблазнить юнца, а просто… хороший, светский тон — показывать, что понятие стыда тебе вовсе незнакомо.
Развлекая княгиню, Сорванцов рассказывает о своей бестолковой жизни. Смешно. Но пропадает желание смеяться, когда он вспоминает своих воспитателей — тётушку Лицемерову и шевалье Какаду. Тётушка терпеть не могла детей, предпочитая им общество своих болонок, а Какаду «вселял в сердца наши ненависть ко всему русскому».
Не таким уж плохим человеком вырос этот Сорванцов. По крайней мере, не кичится он своим невежеством и много читает, но время упущено. Если бы его здоровой натуре вовремя помогло воспитание…
Ещё один интересный персонаж — Бескорыст. Судья, который не берёт взяток. Чуть не умирает с голоду, хорошо хоть — семьи у него нет. А как не брать тем, кто кормит семью? Ведь нельзя же прокормить её на столь скромное жалование?
Или государство платит так мало в расчёте на «самокорм» чиновника? Но к чему тогда разговоры о борьбе со взятками?
А вот письмо от Софьюшки. Растерянная племянница советуется с дядей по очень деликатному вопросу: муж изменяет… кто бы мог ожидать от Милона?!
Стародум уточняет детали, и отвечает, как знаток мужской психологии: «Увлечение честного человека непотребною девкою долговременно быть не может». Племяннице предлагается подумать, что ей важнее — устыдить мужа, когда ему и так стыдно, или же сохранить с ним дружбу, а значит, и семейное благополучие. Расставшись с «девкой», (а это, конечно, произойдёт скоро), Милон будет счастлив, что у него есть тыл, есть неизменный друг — жена. А если тыла и друга не будет? Кому будет лучше?
Каждое письмо в этом журнале становилось поводом к обсуждению. Общество училось мыслить.
Неужели именно поэтому последовало высочайшее распоряжение о прекращении издания «Стародума»? Мыслящие подданные — это, по меньшей мере, неудобство…
Короткие рассказы, миниатюры, зарисовки новейших нравов, две неоконченные повести — это то, что написал Денис Иванович, будучи уже парализованным. Он не сдавался, он ценил каждый миг этой краткой жизни!
Никто до Фонвизина не сомневался в том, что великое у человечества — в прошлом. Измельчавшие потомки могут только подражать великим предкам, пытаться приблизиться к их славе.
Но писатель разглядел ростки величия в пошлой повседневности, в смешной обыденности — начало будущего.
И то, что он совершил в литературе, было настоящим открытием.
Начало рассказа здесь: "Сам он русский - у него только фамилия немецкая!" | Наталья Баева | Яндекс Дзен