Когда мы решаем тренироваться самим или тренировать других в каком-либо искусстве или виде #спорта, то сразу думаем о цикле тренировок. Если речь о ребёнке, то мы думаем о том, где и на каких соревнованиях он будет выступать, а не поздно ли ему по возрасту и так далее. Верно? Такие мысли приходят в голову?
Мой многолетний опыт #тренировок с детьми и взрослыми научил меня следующему:
- строй первую тренировку так, словно она первая и последняя
- не старайся научить человека всему, чему можно
- не делай тренировку длинной, часовой или 2-х часовой. Занимайся 15-20 минут, и отпускай людей на волю
- предпочитай формам живое движение
- не копируй и не учи копировать других. Помоги проникать в суть
Покажу эти принципы на примере тренировки со своей дочкой. На стенах моего кабинета развешано много учебного оружия разных времён и народов. Дочка выбрала со стены это, и сказала: "хочу изучать" ⬇️
Видели такое? Это парные китайские "рога оленя", которые вы можете увидеть на заставке моего канала. Чтобы заниматься ими должна быть база из стоек, шагов, растяжек и много чего ещё. И поэтому у меня был выбор из 3-х вариантов:
- хорошо, сейчас март, а с осени я запишу тебя на #ушу. Но я не могу сказать, сколько лет пройдёт, пока в деткой школе ушу начнут изучать "рога оленя"
- хорошо, но нужна база, попробуем за 6 месяцев её построить, но заниматься придется 3 раза в неделю по 3 часа
- хорошо, через час я закончу писать статью в Дзен и научу тебя этим штукам
Почему я выбирал 3-й вариант? Потому, что по себе знаю его силу, ведь я тоже был ребёнком. Я и тоже хотел сразу крутить такие штуки. А когда меня вместо того, чтобы сразу что-то крутить, записывали в спортивную школу, то из этого не выходило ничего путного. Мой интерес сгорал, а то, что было в спортивной шкроле, было совсем не то, о чём я мечтал. У вас было также? Или по другому? Напишите в комментарий 🙏🏻
И вот мы с дочкой едем в наш лесок, потренироваться. Лесок у нас близко, на машине 5 минут. А дальше моя задача - успеть на её интересе построить такое, что будет помогать ей всю её жизнь. Хотите посмотреть нашу тренировку?
Я даю "рога" и говорю: "Иди, коси врагов!"
Дочка: "Как косить?!"
Я: "Не знаю. Придумай. Войди в образ!"
Дочка косит "врагов", и поскольку она делает это крайне серьёзно, целеусремленно и с наряженными плечами, то мне даже не надо засекать время. На эту фазу тренировки у нас уходит ровно полторы минуты. Но цель достигнута - мы размялись.
Теперь, воспользовавшись её усталостью, я могу опустить "локти". Помните мою статью о том, что почти все люди, а особенно наши драгоценные женщины, работают и живут с поднятыми локтями, и что поэтому их предплечья и плечи не так изящны как бы им хотелось? Если не помните, даю ссылку на статью.
В статье описано детально, а на фото вы видите практически, как я ставлю на #локти своей дочке. Я делаю это не назидательно. Видите мою левую руку? Левой рукой я нажимаю на один из "рогов", а правой регулирую локоть. И добиваюсь телесного понимания, что "опущенный" локоть - это сильно и не тяжело, а "поднятый" - это бессильно и тяжело для руки. Таким образом, за следующие полторы минуты я не только учу её как держать Луну, но и физиологическим положениям локтей и плеч. Я написал "Луну"? Краткая историческая справка.
Секира «рога оленя» 鹿角刀 известна с глубокой древности. В начале тысячелетия в центральных провинциях Китая называлась «дао Солнца и Луны» 月日刀. Часто применяется в парном варианте, тогда к названию добавляют иероглиф «шуан» («парный»). Воин с двумя «лунами» врывался в ряды противников, словно тайфун. Этот тип секиры можно метать. Если нет кованного тренировочного варианта, можно вырезать из картона.
Историю #секиры я успеваю рассказать в машине. Но начинаю не с всезнайства, а спрашиваю дочку как называется то, чем она хотела заниматься. Из какого это региона Земли? В каком фильме она это видела?
Таким же образом я настраиваю вторую руку, и вы видите это на фото. Прошло 5-7 минут, а мы уже "разобрались" с руками. Теперь очередь #ног.
Как вы знаете из моих видео, самое сложное это расслабить #колени. Подростки всё делают на прямых коленях, что дополнительно усиливает их психологическую неустойчивость. Но и двигаться с учебным оружием ушу на прямых коленях нельзя. Мы хотели ушу? Отлично, тогда надо научиться сгибать колени.
Но это не значит, что мы ходим на полусогнутых, как пишут мне иногда в комментариях. Полусогнутые - это напряжение в ногах. В ушу ходят на живых коленях, я показываю это дочке и мы отрабатываем с ней шаговые дорожки, не выпуская из рук "рога оленя" ⬇️
Через 5 минут мы весело танцуем на камеру. Телефон держит дочка, а младшая дочка, которая тоже увязалась с нами, участвует в съёмках ⬇️
Узнали меня на видео? Конечно, это театр. Но я же должен подогреть интерес образом китайского шифу с седой бородой и нечесанной гривой? Детям такое нравится, а нам надо подурачиться и сбросить напряжение. Примерно так выглядит моя единичная тренировка, которую можно не повторять и не превращать в цикл.
На канале много таких тренировок. Что привести в пример? Вот тренировка с летающей дубиной в горах #Черногории ⬇️
Или с тяжёлым колом на хребте Дурмитор ⬇️
Понимаете, да? Лежит дубовый кол. Где мне потом найти такой прекрасный? А не надо искать - вот он, бери, тренируйся.
Если делать не на механику, не на разы или рутину, то результаты любой тренировки остаются с тобой на всю жизнь. Ни этот кол, ни эту дубину мои руки уже не забудут. И я знаю, где они лежат. Проехал теми же местами - поднял, потренировался, обрёл новые качества.
Или вот, пока лесник выписывал нам проезд на перевале "Седло", я успел сделать шаговые дорожки. Затрачено 5-7 минут, а сколько нюансов поднято в видео ⬇️
Черногорский лесник потом всё оглядывался. В этой рамке столько людей фотографировалось на прямых коленях и в знакомых по любой фотографии позах, но он никогда не видел, чтобы в этой же рамке мужик медленно ходил. Задумался лесник, и его задумчивый взгляд я увидел и записал =)
Если такой подход был вам интересен, не пожалейте лайка. Педагогика - наука тонкая. На канале несколько видео по #педагогике, если надо объединю их в статью или дам ссылки. Если же мои педагогические приёмы покажутся вам странными или не классическими, то вы можете обсудить их с профессиональными педагогами и поделиться их мнением в комментариях под статьёй 🙏🏻