Послушала для вас трансляцию президиума Госсовета по образованию от 25 августа. Итак, что нас ждёт и что руководство страны считает важным. Вот выжимка.
Традиционно много говорили о необходимости капитальных ремонтов и закупки оборудования. Об этом сказал каждый выступающий. В этом году, правда, все без исключения каждый раз добавляли, что модернизация школы — это не только новый потолок и компьютеры, это ещё и учителя. Фух, не забыли.
По-прежнему стоит задача быть впереди планеты всей по показателям международных рейтингов, олимпиад и других сравнительных мероприятий. То есть образовательный невроз пока не снимется. Хотя, надо сказать, Путин всё же отдельно отметил, что главное не рейтинги, важнее современные знания детям дать. После этого ещё раз подчеркнули важность модернизации образования. Кстати сказать (это уже не к Госсовету), на днях Известия выложили итоги опроса, проведённого с 10 по 13 августа 2021 года среди учителей. Так вот 71 процент учителей считают систему школьного образования устаревшей. С этим не спорит уже никто. Осталось что-то с этим сделать.
Опущу вопросы горячего питания, которым уделили особое внимание. Меня больше всего волновала как раз модернизация, и не имущественного фонда, а подходов к образованию. И вот на эту тему много озвучили всяких инициатив.
Во-первых, ура! разум восторжествовал, Путин поддержал решение снизить количество отчётов, ВПР и всякой мути, которая занимает дикое количество времени учителей.
Во-вторых, он (прямо реально) озвучил, что важно преподавать интересно. Ну наконец-то об этом говорит Президент. Факт этот известен уже много десятков лет, но вот его наконец признали в телевизоре. «Историю, географию, даже сухую математику можно же очень интересно преподнести», — сказал Президент. И призвал развивать креативную составляющую (вот тут, кстати, я рассказываю о креатином педагоге). Понятное дело, креатив и отчёты вещи несовместимые, счастье, что наверху это поняли и хотя бы озвучили.
В-третьих, как раз для стимулирования креатива хотят увеличить количество конкурсов, самому Путину хотелось бы это видеть в формате шоу, этакий учительский Форт Боярд, за которым дети и родители наблюдали бы с попкорном. Фантазия кажется чрезмерной, но обычно реализуется только определённый процент указов и распоряжений, поэтому если хотя бы верхушка этой фантазии будет сделана, будет неплохо.
В-четвёртых, будут ещё больше внимания уделять повышению квалификации учителей. Но тут непонятно, радоваться или нет. Фраза «повышение квалификации учителей» затёрта до дыр, что конкретно они будут вкладывать сейчас, ещё большой вопрос.
Ещё из приятного. Успокоили, что цифровизация никогда не заменит традиционное образование и рассматривается лишь, как дополнительный ресурс, озвучили идею создания платформы, куда дети и подростки могли бы обращаться за психологической помощью. Сомневаюсь, что будут обращаться, но радует, признание факта, что обращаться есть с чем.
Из того, что пока непонятно. Много говорили про возвращение воспитательной функции в школы. Я сразу вспомнила историю травли сына. Когда мы пытались получить поддержку учителя, она бесконечно повторяла, что её задача чисто образовательная, а не воспитательная. Вот снова это не так. Хотя напрягло то, что всё воспитание будет сводиться к незыблемым ценностям, описанным в Конституции, нашему противоречивому документу.
Ещё хотят уйти от понятия образовательной услуги, эта формулировка учителям не нравится. Она мне тоже не нравится, я уверена, что образование, педагогическая деятельность — это подвижничество, не услуга, конечно. И учитель как представитель сферы услуг мне тоже кажется дикостью. Однако в прежней формулировке, когда образование было услугой, мне нравилось, что родитель был заказчиком и мог (хотя многие родители этого не знали) что-то требовать. Как теперь с этим будет, неясно.
Было и грустное. Ну, во-первых, я всё ждала, что скажут хоть что-то о травле, о том, что надо срочно ликвидировать токсичную среду в школах, тогда будет и креатив, и показатели. Но нет, не сказали.
Во-вторых, министр просвещения сказал дословно: «Педагог был и остаётся центром системы образования». Фраза, которая всегда вызывала во мне недоумение. Я искренне не понимаю, почему не ребёнок — центр системы. Ведь это важно, на чём фокус. На потребностях ребёнка, на том, чтобы во главу угла ставить то, как дети учатся, как мозг воспринимает информацию, как запускается процесс познания или то, как педагогу удобно. Я сама «училка», долго работала в школе и до сих пор преподаю, поэтому учителей я люблю всей душой. Но с такой формулировкой несогласна. Возможно, имеется ввиду что-то другое, например, педагог — центр системы, потому что от того, какой профессиональный педагог, вся система зависит. Возможно...
А у вас какие чувства вызывает эта фраза?
Не забывайте подписываться на канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюст лайфхаками и историями из реальной жизни.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.