Россия продолжает активно осваивать Северный Морской Путь (СМП) - и это радует, ранее я уже писал о беспрецедентном проекте линии ВОЛС, идущей вдоль северных берегов страны. Вот ссылка на тот пост:
А сейчас подоспела новость из Крыма.
Судостроительный завод "Залив", город Керчь. Судно-кабелеукладчик "Волга" (проекта 15310).
Спущено на воду 18.08.2021г.
Нельзя не отметить, что современные российские суда, спущенные со стапеля выглядят очень интересно, я бы даже сказал, футуристично, учитывая, что многие окрашены в "фирменные" цвета компании-эксплуатанта. Вот, например, «Капитан Геллер» - траулер-процессор в современной красивой раскраске.
Что это за судно "Волга" (проект 15310)?
"Волга" проект 15310 - океанское судно-кабелеукладчик, ледокольного типа. Первое судно такого типа, построенное в России и, что характерно, по заказу и для нужд ВМФ. Ранее, при СССР, подобные суда закупали за рубежом.
Назначение судна: прокладка, подъем и ремонт кабельных линий, линий связи в условиях крайнего Севера в любых погодных условиях. Автономность работы до 50 суток.
С учетом начала работ по реализации проекта "Полярный экспресс", такие суда, как раз то, что так нужно для осуществления работ по прокладке ВОЛС, упоминаемой в начале статьи.
Кстати, это только первое судно этого проекта. Всего их пока что два - "Волга" и "Вятка". Работы по постройке начались еще в 2015 году на Зеленодольском судостроительном заводе. Ориентировочные сроки сдачи были - 2018 и 2019 годы. В итоге, недостроенные суда были перенаправлены в Керчь, так как в готовом виде были опасения, что они бы просто не прошли по Волге (длина судна 135 метров, водоизмещение 10 000 тонн). Заказчиками было принято решение строить там, где есть выход в открытое море.
Планируется, что в будущем одно судно войдет в состав Северного флота ВМФ, а второе - Тихоокеанского.
Сроки сдачи неоднократно переносились. Из-за европейских санкций был риск даже завершения строительства на других верфях и полной переквалификация судов, что было связано с отказом европейских "партнеров" в поставке специального оборудования, как результат введенных санкций. Но в итоге, не смотря ни на что, оба судна остались на верфи в Керчи, работы были продолжены и сейчас уже срок ввода в эксплуатацию перенесен на 2023-24гг.
Суда проекта 15310 оборудованы вертолетными площадками, на борту имеется достаточное количество помещений и оборудования для переквалификации судна в научно-исследовательское, госпитальное или даже штабное. Судно может брать на борт в свои тэнксы (накопители) до 5500 тонн кабеля, погрузка (выматывание) осуществляется непосредственно с завода и требует длительного времени, тут, кстати, можно вспомнить удачно построенный в Мурманске новый завод по изготовлению оптоволоконных кабелей. На судне два основных тэнкса и два резервных. Тэнксы закрытого типа, водонепроницаемые - для того чтобы была возможность проверить герметичность загруженного кабеля, путем заполнения тэнксов водой.
Почти 150 лет прошло с момента начала эксплуатации морских кабелеукладчиков, сотни тысяч километров уже уложены на дно и выполняют свои функции, связывая между собой материки и людей. Кабелеукладчики были парусными судами, пароходами, сегодня это мощнейшие, энергоэффективные агрегаты, способные работать в любых условиях и климатических зонах и даже во льдах Арктики. Возможно, следующий технический шаг - беспроводная передача огромных объемов информации и полный уход от линий связи, тогда, сейчас мы наблюдаем эпоху расцвета судов-кабелеукладчиков.