Процесс соучаствующего проектирования все чаще и чаще находит применение в зарубежных и российских практиках. Ее суть – в активном вовлечении в процесс не только заказчика и архитектора, но и будущих пользователей зданий и территорий.
Анастасия Богданова, главный специалист отдела архитектурно-градостроительных решений Градплана, рассказала что ярким примером соучаствующего проектирования является проектирование школы в Кануане, где непосредственное участие в разработке проекта принимали дети.
Каким должно быть образовательное и одновременно жилое пространство для детей 13-18 лет? На этот вопрос попытались найти ответ проектировщики современной детской «деревни» в Кануане в Бразилии.
Проектирование школы в Кануане, в которой дети будут не только учиться, но и жить, включало несколько этапов, среди которых – исследование и сотрудничество со всеми заинтересованными лицами. А это и представители местного сообщества, и учителя, и сотрудники администрации, и, конечно же, дети, ученики.
Такой подход позволил прийти к общему пониманию проблем и первостепенных задач, главная из которых – увеличение роли школы, которая должна стать для ребенка не просто образовательным центром, а настоящим домом со своими традициями и культурными ценностями.
Градплан также активно использует эту практику. Например, при разработке Стратегии развития территорий, прилегающих к Москве-реке, было выполнено социологическое исследование, в котором жители города рассказали о том, какими бы они хотели видеть набережные столицы. Благодаря активному участию жителей, удалось сформировать различные сценарии использования городских территорий.