Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Китай разбивает высокотехнологичные компании с целью создать новые модели роста

Жесткие меры Пекина в отношении технологических компаний – это грандиозно и потенциально меняет парадигму всей экономики. Алгоритмы работы, которые используют такие компании, как ByteDance, владелец TikTok, невероятно мощны. Но трудно утверждать, что они служат развитию китайского общества.

Пекин стал жестко преследовать китайские высокотехнологичные компании, и в последние несколько месяцев это резко усилилось. Неудивительно, что это вызвало спекуляции о мотивах Китая. Но объяснения, предложенные до сих пор экспертами, выявляют их явную неискушенность.

Репрессии являются грандиозными и потенциально меняют парадигмы и коренным образом изменят определение «прогресса» в сфере технологий. Они затронут мировое технологическое сообщество. Экономики, надеющиеся как на развитие своего технологического сектора, так и на партнерство с китайскими фирмами, должны принять это к сведению.

В последние месяцы правительство Китая вынудило несколько ведущих компаний принять решения, которые серьезно повлияли на их операционные модели. Наиболее ярким примером был случай, когда Пекин. по сути дела, отменил первичное публичное размещение акций (IPO) Ant Group и заставил ее основателя Джека Ма скрыться на несколько недель. Правительство также нацелено на финтех-компании и начало антимонопольное расследование в отношении таких компаний, как Tencent и Baidu.

В июле китайский технологический сектор потерял рыночную стоимость на миллиарды долларов, поскольку инвесторы пытались разобраться в волнах давления со стороны регулирующих органов. Alibaba, Kuaishou и Tencent (владеющая WeChat) – часто называемые китайскими версиями Amazon, YouTube и Facebook – потеряли 344 миллиарда долларов рыночной капитализации.

На первый взгляд кажется, что Китай ликвидирует свой технологический сектор. Но зачем ему это делать? Разве Китай не должен быть крупнейшим в мире подражателем технологий? Так почему же он уничтожает успешные версии самых успешных технологических компаний Запада? Аналитик Bloomberg Ноа Смит считает, что это может иметь какое-то отношение к военно-технологическому сектору Китая. И, он не один так считает. Многие ресурсы (включая талантливых инженеров и программистов Китая) вливаются в сектор потребительских технологий. Вместо этого Пекин может предпочесть перенаправить их талант на националистические цели, считают они.

По мнению Смита, связь между геополитической мощью и сектором потребительского Интернета стала «слишком тонкой, чтобы продолжать бросать капитал и высококвалифицированную рабочую силу» на него. Поэтому было принято решение ограничить его мощность и возможность доступа к ресурсам. В этом может быть доля правды, но это слишком упрощенно. Не все дело в войне и военной мощи. Действительно, Запад не понимает Китая, когда он рассматривает политические предписания правительства, которое служит интересам 1,4 миллиарда человек, через небольшое количество линз – безопасность, экономическую конкуренцию, Тайвань.

Пределы его пропускной способности настолько велики, что даже Тибет больше не является заметной причиной, которой он когда-то был, будучи вытесненным уйгурами в Синьцзян. По правде говоря, сектор потребительских технологий Китая только начинает добиваться прогресса на развивающихся рынках по всему миру. Хотя они все еще отстают от крупных технологических компаний США, китайские фирмы глубоко проникли в некоторые регионы Азии, Африки и Европы.

Учитывая размер и глубину резерва технологических талантов Китая, страна должна иметь возможность инвестировать в свои военные нужды, позволяя прибыльным компаниям развиваться органично. Китай может ходить и жевать жвачку. Более правильная интерпретация суровых мер может заключаться в том, что правительство не видит фундаментальной ценности в определенных сегментах технологической сферы, которая, по сути, заключается в поддержании вовлеченности людей в соответствии с наименьшим общим знаменателем развлечений. Это все еще государство, контролируемое Коммунистической партией Китая, государство, которое по-прежнему глубоко разрывается из-за противоречий между экономическим прогрессом и тем, что оно считает легкомысленным буржуазным отвлечением.

Такие приложения, как TikTok, приносят большую пользу рекламодателям и приносят большую прибыль их владельцам. Алгоритмы, которые используют такие компании, как ByteDance, владелец TikTok, невероятно мощны. Но трудно утверждать, что они служат развитию общества; скорее всего, они подрывают продуктивность. Это не означает, что китайское правительство сосредоточено на интеллектуальном просвещении своего народа. Отнюдь не. Руководство Китая заинтересовано в силе, и эти потребительские платформы, похоже, мало, что могут предложить в этой области.

Вместо того, чтобы вкладывать средства в новые технологии, ориентированные на видеоролики о кошках, почему бы не использовать этот талант для разработки, например, квантовых вычислений? Руководители Китая не хотят, чтобы их по-прежнему считали подражателями Запада, и разочарованы тем, что, несмотря на многочисленные и значительные достижения в области чистых и прикладных наук, страну постоянно высмеивают за недостаток научного и технологического совершенства и воображения.

Поскольку Пекину не нужно беспокоиться о негативной реакции потребителей, и он может отвлекать ресурсы в технологическом секторе с минимальным сопротивлением или без него, вполне возможно, что он направит ресурсы на коммерциализацию научных достижений, достигнутых его университетскими лабораториями. Поступая таким образом, он переписывает то, что стало пониматься как прогресс в технологиях, примером которого в последние пару десятилетий стали Apple, Google и другие компании из Кремниевой долины. В конечном итоге это означает переписывание правил конкуренции.

Сила технологических компаний Кремниевой долины практически не имеет аналогов в истории. Но, если Китай переопределит прогресс в коммерческих технологиях, остальному технологическому сектору мира придется усилить свою игру перед лицом убывающей отдачи от 30-секундных танцевальных видео и видеоигр со съемками, не говоря уже о возможности дезинформация, которую компании социальных сетей защищают как свободу слова. По мере того, как Китай «разбивает» свой технологический сектор, чтобы сместить фокус отрасли, возможно, настало время для расплаты и в остальном мире. Это не означает демонтаж компаний, а новый разговор о роли потребительских технологий в обществе. Китай может переосмыслить технический прогресс в 21 веке.

ДЖОЗЕФ DANA