Найти в Дзене
Бессонница

Проект "Милосердие".

Оглавление

Шоу начинается!

Их было в общей сложности пятеро. Одетые в свои самые лучшие наряды, они сидели посреди огромного белоснежного зала, ярко освещенного софитами, и увешанного мониторами. Чье-то лицо выражало растерянность, кто-то, напротив, поглядывал снисходительно и деланно равнодушно, а в чьих-то глазах горела надежда. Оно и не мудрено : для всех пятерых этот зал был их последним шансом.
Долго томиться ожиданием не пришлось: на небольшую сцену напротив ассистент вкатил инвалидную коляску с темноволосым мужчиной лет сорока, одетым в простую белую рубашку и чёрные брюки. Оглядев зал и задержавшись взглядом на каждом из пяти лиц, он неожиданно тепло улыбнулся и спросил:
- Готовы?
- Готовы! - нестройно ответили они.
- Тогда начнём. Не бойтесь, друзья, все пройдёт отлично, я уверен.
Он что-то прошептал склонившемуся к нему ассистенту, тот коротко кивнул и торопливо вышел.
Зычный голос откуда-то из угла зала произнес:
- Готовность три, два, один... Поехали!
Мужчина в инвалидной коляске улыбнулся и начал говорить.
- Приветствую вас, друзья, на открытии нашего уникального проекта "Милосердие"! И с вами я, Стивен Тренч. Лучше просто Стив.
Итак, что это такое - проект "Милосердие"? Очередное слезливое теле-шоу? Замаскированный сбор средств в пользу одного из многочисленных фондов? Нет, нет и нет, друзья. Мы не собираем деньги, и не пытаемся вызвать жалость к людям, которых покажем вам.
Мы поможем им сами. Каждый из этих молодых людей смертельно болен. Каждому из них нет и тридцати. И всем им ещё можно помочь.
10 дней эти молодые люди будут с нами. Мы будем изучать их. Нет, не в медицинском смысле - медики уже достаточно постарались для них. Мы будем изучать их в психологическом плане . Задавая самые трудные, самые тяжёлые для них вопросы, мы поймём, как повлиял смертельный диагноз на психику их самих и на психику их родных и близких. Зачем нам это, спросите вы? Затем, друзья мои, что никто, как говорится, не застрахован от беды... И вы должны знать, как помочь себе или своим близким в трудной ситуации.
Требование к нашим участникам только одно: быть честными. Никакой игры "на вылет" - по окончании проекта каждый из них получит миллион долларов. Эта сумма достаточна для оплаты лечения.
Мы добавили лишь одно небольшое "но" : только четверо участников действительно больны. Пятый абсолютно здоров. Кто он - никто из них не знает. Но если участники смогут вычислить его, то сумма его вознаграждения будет поделена на всех: каждый получит плюсом двести пятьдесят тысяч. Хорошая прибавка, верно?
Итак, друзья, шоу начинается! Познакомимся с участниками.

-2

Знакомство.

- Обойдёмся пока без печальных диагнозов. Сегодня мы знакомимся именно с людьми. Наш первый участник - Джеф. Пожалуйста, Джеф, встаньте и поздоровайтесь с нашими зрителями.
Высокий темнокожий парень встал и неловко улыбнулся в камеру.
- Пожалуйста, Джеф, расскажите нам о себе, - ободряюще улыбнулся ведущий. - Не волнуйтесь, все мы - ваши друзья. И они там, - он махнул рукой в сторону мониторов - тоже.
- Ну, - выдохнув, начал парень, - меня зовут Джеф. Мне 24 года. Не женат. Я, сколько себя помню, всегда занимался футболом. В школе, в колледже... Тренер говорил, что меня ждёт хорошее будущее. А полгода назад я узнал, что у меня рак. Вся моя жизнь перевернулась, и я...
- Достаточно, Джеф. - мягко перебил его Стивен. - Об этом мы будем говорить чуть позже. Благодарю вас, присаживайтесь, пожалуйста. Фред, прошу вас, ваша очередь.
Один за другим участники поднимались с места и представлялись аудитории.
- Фред, 26 лет, менеджер в крупной торговой компании, жена, дочь.
- Бен, 25 лет, химик, многообещающий сотрудник крупной лаборатории, женат, детей нет.
- Ольга, 27 лет, домохозяйка, двое сыновей.
- Мелани, 25 лет, танцовщица, не замужем, одна растит дочь.
- Все эти люди, - продолжал ведущий, - столкнулись с жестокими реалиями нашего мира. Здоровье, может, и не купишь, а вот лечение - да. Но один из них врёт. Он притворяется больным для того, чтобы получить эти деньги. Кто он? Пока это тайна. Откроется ли она? Это покажет только время. А пока наши дорогие участники с комфортом размещаются в своём временном пристанище, мы прощаемся с вами до завтра.
- Ого! - присвистнул Джеф, - а здесь недурно!
- Недурно? - рассмеялся Бен. - Приятель, да ты, видимо, привык к пятизвездочным отелям, раз тебе здесь просто "недурно". Здесь высший класс!
Они находились в шикарном двухэтажном особняке, окруженном густым лесом. На первом этаже была библиотека, огромная гостинная в светлых тонах, и обставленная по последнему слову техники кухня. Холодильник ломился от еды.
На втором этаже было 5 спален и два санузла. На двери каждой спальни была табличка с именем участника.
Кое-как закинув вещи, они собрались в гостинной.
- Ну, что будем делать? - прервала молчание Ольга.
- Ждать ужина, он по распорядку через 20 минут, - ответил Бен.
- На кухне есть шикарный мини-бар, - весело заметил Фред, - в шкафчике поп-корн и чипсы. Предлагаю после ужина выпить пивка и поболтать.
- Я это не ем, - презрительно ответила Мелани, - и тем более не пью. У меня, знаешь ли, со здоровьем проблемы. И тебе, кстати, не советую, - смерила она высокомерным взглядом рыхлую фигуру Фреда.
- Теперь я понимаю, почему ты мать-одиночка, - парировал Фред.
- Не ссорьтесь, пожалуйста, - взмолилась Ольга, - и так страшно.
- Чего ты боишься - то, клуша? - злобно ответила Мелани. - Тебе выпал счастливый билет. Десять дней в изоляции, пара тупых вопросов, и можешь живая и здоровая дальше печь пирожки мужу.
- Интересно, за нами наблюдают? - проигнорировала её выпад Ольга.
- Конечно, наблюдают, - спокойно ответил Бен. - И, кстати, вы заметили, что здесь нет ни одного телевизора, или компьютера?
- И сотовые не ловят... - добавил Джеф. - Хотел позвонить маме, но сети нет.
- Вы, ребята, видимо, договор не читали, - усмехнулся Фред. - Там всё это прописано чёрным по белому.
Разговор прервался - принесли ужин. После еды молодые люди разошлись по своим спальням. Общение определённо не заладилось, и продолжать его не хотелось.
Утром одного участника должны были забрать на "изучение". Никто не знал, кто именно будет первым, и, хотя их ожидали всего лишь какие-то вопросы, было немного не по себе . Всё-таки открывать душу под камерами - то ещё удовольствие. А о том, что вопросы будут не скромными, их предупреждали заранее. Так что ночь была для участников тяжёлой, наполненной невеселыми мыслями и смутными страхами.

-3

Вопросы.

После завтрака за Мелани приехали два ассистента ведущего.
- С меня решили начать? - огрызнулась Мелани. - Дайте хоть в порядок себя привести!
- На студии вами займутся, - миролюбиво ответил один из ассистентов. - Поехали, у нас не много времени.
Оставшись вчетвером, участники потихоньку разговорились. У каждого из них был сходный диагноз, и примерно одинаковый прогноз.
- Зачем они делают эту хрень? - спросил Фред. - Ну, про того, кто не болен? Они ведь знают, кто это. Хотят стравить нас между собой?
- Наверное, это чтобы зрелищнее было, - ответил Бен. - Добавили интригу.
- Не знаю, какая здесь интрига, - протянула Ольга. - Мне лично всё-равно... Лишь бы мне помогли, и я смогла вернуться домой, к детям. - и она тихо заплакала.
- Ну что ты, - приобнял её Джеф, - всё будет хорошо.
- Я так устала, - всхлипывала Ольга.
- Идите к черту, уроды! - ворвалась в дом Мелани, с силой ударив дверью.
- Что с тобой? - оторопело спросил Бен.
- Вы знаете, о чем меня спрашивали?
- Да откуда нам знать, - прикрикнул Фред. - Говори уже!
- Они спрашивали, не подрабатываю ли я стриптизом. И проституцией, так, между делом! А может, наркотики принимаю, от того и болезнь? От беспорядочного образа жизни?
- Ну, нас же предупреждали, что вопросы будут... мягко говоря, не очень. - попытался успокоить её Бен.
- А знаете, что самое противное? - залилась слезами Мелани. - Меня спросили, не кажется ли мне, что моя мать испытала тайное облегчение от мысли, что её непутевая дочь умрёт, и не станет дурным примером для внучки? Ненавижу! - крикнула она и убежала в свою спальню.
- Это кошмар, - потрясённо проговорила Ольга, - ведь это на всю страну...
- Это кошмар ценой в миллион долларов, - веско заметил Фред.
- Или, если хотите пафоса, ценой в жизнь, - поддержал его Бен.
Фред побывал на интервью вторым. Вернувшись, долго сидел молча. Потом рассказал, какие вопросы задавали ему:
- Не повлиял ли сидячий образ жизни и полнота на возникновение болезни?
- спала ли с ним жена после постановки диагноза?
- как он считает, если бы его не стало, каким бы запомнила его дочь?
- Не так и страшно, - после долгого молчания сказал Бен.
- Я никогда не ощущал себя таким ничтожеством, - тихо ответил Фред. - Пойду, ребята, к себе. Не трогайте меня, ладно?
- Может, всё - таки подняться к нему? - тихо спросила Ольга.
- Не стоит, пусть побудет один, - ответила Мелани. - И ведь какая-то сволочь просто развлекается, глядя на это. Просто тупо зарабатывает миллион баксов. Ладно мы, мы терпим, потому что жить хотим, а эта дрянь хихикает и врёт! Убила бы гада!
На третий день настала очередь Джефа. Он вернулся спокойным. На недоуменные взгляды остальных он сказал:
- Да ну, ничего такого... Ну, здоровый образ меня не уберег, и что? Запрещённые препараты? Не в первый раз прилетает. Что на спорте точка, я и без них знаю. Сам из команды ушёл, не дожидаясь. Нет, им меня не пронять... Найду, чем заняться.
На следующий день пришла очередь Бена.
- Они пытаются заранее разрушить нашу жизнь, - вернувшись, заявил он. - Сами её спасают, и сами разрушают! Заявили мне, что работа в химической лаборатории имеет свои последствия. Особенно ночная. И, может, поэтому я заболел, и поэтому у нас нет детей? А может, жена была бы только рада избавиться от меня, и выйти замуж за другого, того, кто может иметь детей? А мы пока не хотим детей, ясно? - прокричал он. - А у меня всё хорошо, понимаете, хорошо!!!
Он сел на диван и опустил голову на руки.
- Это не имеет ничего общего с изучением психологического настроя и прочей ерунды, что нам наговорили. Это уничтожение нас как личности.
- Или шанс на переосмысление, - неожиданно произнесла Мелани.
- Вот уж не ожидал от тебя таких глубоких мыслей, - съязвил Фред.
- А ты думаешь, я только задницей крутить умею? - спокойно ответила Мелани.
- Прости, - смутился Фред, - перегнул.
- Да ладно, - отмахнулась Мелани, - не важно... Послушайте! Джеф - ничего, кроме спорта не видит. Фред - не заботится о своём здоровье и мало общается с дочерью. Бен - слишком занят работой, чтобы заниматься семьёй. Я - скинула дочь на свою мать и работаю... Ну, не в самом лучшем месте. Так вот, может, это такая шоковая терапия?
- Не знаю, - задумчиво ответил Фред, - что-то в твоих словах есть...
- Осталась ты, - обратилась Мелани к Ольге. - Что у тебя?
- Всё у меня прекрасно, - покачала головой та. - Семья, муж, дети...
- Ну, завтра узнаем, насколько у тебя всё хорошо, - усмехнулась Мелани.
Однако вернувшаяся на другой день Ольга ничего не хотела говорить. Как её не уговаривали, она так и не произнесла ни слова, и ушла спать раньше других.
Вечером, после её ухода, участники собрались в гостиной.
- Может, все же по пивку ? - умоляюще спросил Фред.
- Горбатого могила исправит, - рассмеялась Мелани. - Тащи своё пиво. И чипсы!
С пивом разговор пошёл оживленнее.
- И всё - таки интересно, кто этот человек? - вдруг спросил Джеф.
- Который не болен? - отреагировал Фред. - У самого из головы не идёт.
- Нас так подобрали, что внешне не отличишь, - задумчиво произнёс Бен. - А симптомы и все остальное изучить - раз плюнуть.
- А может, это Ольга? - сказала Мелани. - Потому и молчит?
- Да нет, - вступился Бен, - вряд ли.
- Да и какая, в принципе, разница? Мы-то свое так и так получим. - сказал Джеф.
- Мы своё в клинику отдадим, - отрезала Мелани, - в кто-то себя ой как неплохо побалует!
Остаток вечера прошёл в молчании. Но слова Мелани показались всем справедливыми. Да и 250 тысяч на дороге не валяются.
Действительно, кто?

-4

Кто?

Со следующего дня жизнь участников превратилась в расследование на тему : "кто?". Мелани неожиданно сдружилась с Фредом. Вдвоём они подозрительно поглядывали на остальных и секретничали в отдалении. Джеф с Беном только недоуменно пожали плечами. "Пусть развлекаются" - решили они. Но сами нет-нет, да и заговаривали об этом. Ольга молчала. Вообще после своего интервью она избегала других и старалась лишний раз не выходить из комнаты. Естественно, её поведение только навлекало на неё подозрения, и провожали её косыми взглядами.
Неожиданно возобновились вызовы участников на интервью.
Первым поехал Джеф. Ему задали всего один вопрос : кто, по его мнению, этот таинственный обманщик? Он не смог ответить ничего вразумительного.
Бен показал на Мелани - только она, на его взгляд, была достаточно беспринципна для такого мерзкого обмана.
Фред и Мелани выбрали кандидатуру Ольги. "В тихом омуте", - выразительно произнесла Мелани. " По ней видно, что она что-то скрывает" - обосновал свое мнение Фред.
Сама Ольга ничего не смогла сказать. Только плакала и твердила: "это не я, поверьте, это не я".
Таким образом, задуманное организаторами расследование зашло в тупик, и миллион на лечение должен был уйти абсолютно здоровому человеку.
В свой последний вечер в доме участники расслабились. Не вычислили обманщика, и бог с ним. В любом случае завтра всё останется позади. Они снова сидели все вместе, и даже печальная Ольга не сбежала, как было в последнее время, в свою комнату, а осталась со всеми.
Неожиданно входная дверь распахнулась и ассистент ввез в дом ведущего программы, Стивена.
- Камеры выключены? - уточнил он. Ассистент кивнул. Стивен удовлетворённо улыбнулся и обратился к участникам:
- Друзья мои, сегодня последний день вашего пребывания в этих стенах. Завтра вы получите деньги и поедете домой.
Участники радостно захлопали в ладоши, как дети. Стивен подождал, когда они успокоятся, и продолжил:
- Однако у нас появилось небольшое "но". К сожалению, вы не выполнили свои обязательства в полной мере. Вы, Фред, - он иронично поклонился в его сторону, - контракт, безусловно, читали, и все же не так внимательно, как хотелось бы. Там есть пункт: "участники должны неукоснительно исполнять все пожелания организаторов проекта во время участия в нём". И даже если мы вдруг изменили первоначальные установки, этот пункт никто не отменял. Вот, полюбопытствуйте, - ассистент передал экземпляр договора участникам. - Вы так и не выяснили, кто из вас лжебольной. Завтра мы должны получить ответ на этот вопрос. В противном случае, будет считаться, что деньги вы не заработали. Сбор в 10 утра. Надеюсь, времени вам хватит. - Ведущий кивнул ассистенту, и тот вывез его из дома.
Участники ошарашенно молчали.
- Значит, всё - таки придётся, - наконец сказала Мелани.
- Ты знаешь, кто? - спросила её Ольга.
- Я точно знаю, - твёрдо ответила Мелани.

-5

Развязка.

Участники замерли. Вот он, момент истины.
- Скажи сам, - предложила Мелани, глядя на Джефа. Тот опустил глаза :
- Да, это я.
- Не может быть! - одновременно воскликнули остальные.
- Это правда. Моя мать больна. Она не подошла по критериям проекта: ей почти пятьдесят. Организаторы предложили мне вот такой вариант. Мне было стыдно врать, но мама... Я очень её люблю.
- И теперь ты остался ни с чем, - констатировала Мелани.
- Видимо, на это и был расчёт, - горько усмехнулся Джеф, - иначе бы они не изменили правила в последнюю минуту.
Как ты догадалась?
- Только тебя не задела та грязь, что лили на нас во время интервью. Значит, она не имела к тебе отношения. Ну и куча ещё мелких фактов. Олимпийское спокойствие в вопросе "лжебольного" и прочее... - пожала плечами Мелани.
- А на меня зачем сваливала? - с обидой спросила Ольга.
- Чтобы от Джефа подозрения отвести. Уж прости, подруга, жалко мне его стало. Тебе бы это всё-равно не повредило.
- Ну и что дальше? - спросил Бен.
- Ничего, - пожала плечами Мелани. - Завтра получаем деньги и сваливаем отсюда.
На торжественном вручении чеков на заработанные деньги Ольга вдруг сорвалась:
- Всё это ложь, ясно? - кричала она. - И муж меня любит, и ничего я не закопала в себе. Я счастлива, поняли? И жизнь у меня полная! А это тебе! - и она решительно сунула чек на дополнительные 250 тысяч оторопевшему Джефу. Когда остальные участники поступили также, зрители (в этот раз их был полный зал) рукоплескали стоя. Кто-то вытирал слёзы.
Когда гордые участники удалились, Джеф незаметно зашёл в небольшую комнатку рядом с залом и положил чеки на стол. Через 10 минут к нему присоединился Стивен.
- Какое счастье, что ты в свое время бросил футбол и пошёл в актёры, Джеф, - рассмеялся Стивен.
- Рисковая была задумка, Стив. А если б не выгорело? Да и к чему такие сложности? Оплатил бы лечение, как раньше делал, да и всё?
- Видишь ли, друг, - задумчиво ответил Стивен, - оплатив лечение, я бы помог только четверым. А так я, возможно, помог куда большему количеству людей.
- Странный ты парень, Стив, - покачал головой Джеф.
- Это точно, - без улыбки сказал Стивен.
- Пошли отметим. Сегодня мир стал чуточку добрее. - И Джеф выкатил коляску из комнаты.