Пандемия коронавируса выявила множество недостатков в России в сфере медицины в размещении больных, в фармацевтической промышленности и прочее, и прочее, но, неожиданно для судьбы первенца российского самолётостроения постсоветского периода Суперджета 100, она сыграла положительную роль.
Оказалось, во времена ковида, когда закрылись государственные границы именно эта машина стала наиболее востребованной по условиям пассажировместимости для внутреннего рынка перевозок.
Казалось бы судьба этого пассажирского лайнера решена, от него отказывались не только российские авиакомпании, но и иностранные перевозчики, купившие или взявшие в лизинг эту машину. Отказывались не из-за того, что это был плохой самолёт, а потому, что не была развита сеть обслуживания, долго приходилось ждать запчасти и машина большее время простаивала на земле вместо того, чтобы летать и приносить прибыль.
Но, ситуация изменилась - начали работать и вступили в силу постановления правительства и иные меры поддержки российского авиапрома. Авиакомпании, эксплуатирующие Суперджет и производители получили субсидии. Снизились цены на билеты, субсидии помогли значительно снизить затраты на уплату лизинга, технического обслуживания и обнулился НДС для российских авиакомпаний на запасные части.
Продолжается настройка системы послепродажного обслуживания, построены склады и ангары, логистические и сервисные центры - всё это стоило для государства не один десяток миллиардов рублей и ещё столько же нужно для дальнейшего расширения сети этих центров.
В условиях пандемии лайнер такой размерности экономически оправдал себя, две трети пассажиров на региональных маршрутах обслуживаются самолётами SSJ 100, открыто 80 маршрутов в обход столицы и ещё до конца текущего годя появятся не менее 200 направлений . Отчасти это стало возможным, когда изменилась ситуация с двигателем SaM 146, теперь всегда есть запчасти и подменные двигатели, по техобслуживанию SaM 146 созданы центры в Рыбинске и во Франции.
Чтобы стать ещё менее зависимым от западных партнёров, в России приступили к программе SSJ-NEW - будет создана машина, где российских авиакомпонентов будет 97% и самое главное, её оснастят отечественным двигателем ПД-8. Понятно, что выпуск в серию этого самолёта зависит от сроков испытаний и сертификации новой силовой установки.
Для создания этого двигателя применяется технология разработки мотора ПД-14. Производители обещают, что по характеристикам эта силовая установка будет значительно лучше двигателя SaM 146. В этом году газогенератор ПД-8 проходит испытания, а 2023 году будет сертифицирован сам двигатель.
Предприятие"КРЭТ" разрабатывает современное РЭО для SSJ-NEW, оно уже в этом году пройдёт испытания. В частности, в 2021 году также приступили к испытаниям новой инерциальной системы навигации отечественного производства БИНС-2015, созданной институтом электромеханики и автоматике в Москве.
В Уфе для новой машины разрабатывают системы распределения и генерирования элктроэнергии, в этом же городе НПП"Молния" создаёт сигнализатор обледенения, вычислитель для системы кондиционирования и систему контроля вибрации двигателя.
Практически SSJ-NEW станет на 97% импортозамещённой машиной и как считает гендиректор Ростеха Сергей Чемезов спрос на неё увеличится, как в России, так и за рубежом. Можно только пожелать успеха всем разработчикам программы SSJ-NEW.