Продолжаем проводить критический анализа Эффекта Даннинга-Крюгера (начало здесь), который многие воспринимают на веру, пытаясь найти подтверждение и вспомнить именно те случаи из своей жизни, которые соответствуют описанию.
Канал Гипермышление решили поставить свой мысленный эксперимент, а именно вывернуть этот эффект наизнанку, поменять местами зависимые и независимые переменные.
Эффект Даннинга-Крюгера: (каким он был)
И вот что из этого получилось:
Я попробую провести переворот в понимании этого самого эффекта. Зададимся вопросом, а почему у нас Мудрость находится на оси абсцисс? И она как бы само собой начинает замещать ось времени. которую мы традиционно подразумеваем. И получается, что знания и опыт это и есть время?! Нет, нет и еще раз НЕТ!
В соответствии с графиком получается, что Знания и Опыт (Мудрость) это есть независимая переменная, а Уверенность - это зависимая переменная, т.е. она зависит от мудрости.
Весь эффект "Даннинга-Крюгера" построен на предположении, что "Уверенность" зависит от "Мудрости"! А что если наоборот, "Мудрость" зависит от "Уверенности"?
Это и есть переворот!
Гипотеза, которая участвует в нашем мысленном эксперименте.
Представьте, что Уверенность - это независимая переменная! А Знания и Опыт - есть функция от Уверенности. Подтверждение этому не счесть, один только призыв выйти из зоны комфорта, чтобы учиться?
ВЫЙДИ ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА И НАЧНИ УЧИТЬСЯ!!
т.е. мы сначала обретаем уверенность, а затем действуем и получаем опыт, достаем из опыта крупицы знаний.
Именно уверенность дает возможность действовать и пробовать, проверять свои знания на прочность не в аудитории, а в полевых условиях, в новых ситуациях с незнакомыми людьми!
Эффект "Анти-Даннинга-Крюгера":
Итак начнем новое восхождение, но теперь мы будем работать с собственной уверенностью. Повышая свою уверенность в себе мы добиваемся новых знаний о мире и о своих возможностях. Начинаем больше контролировать свое окружение и добираемся до определенного "Предела контроля", когда добиваться еще большей уверенности нет смысла, так как вы просто не можете контролировать все. И вот здесь у нас появляется точка разворота. Первый этап - это можно назвать ШКОЛОЙ, где учат правильным вещам и ЕГЭ тому подтверждение. Человек становится уверенным в своих знаниях.
Далее вы можете отступить или разувериться в знании, но если вы отпустите ситуацию, начнете обращать внимание на новое, подвергать все сомнению, то вы станете получать новые знания исходя из экспериментов, опыта за границами зоны комфорта. Это активное экспериментирование, извлечение знаний из опыта, когда вы ставите все более смелые и смелые эксперименты, не только подтверждая то, что уже знаете, но и открывая новые. В этом процессе главное не увлечься и не сорваться (точка бифукации) с т.н. "обрыва сомнения", когда человек выдвигает ну уж совсем "смелые" гипотезы для получения новых знаний, типа "поиск эфира", "холодный ядерный синтез" или "земля плоская". В таком случае он рискует сорваться (та самая катастрофа) и растерять остатки знаний, вернуться на уровень начальной школы, чтобы снова получать уверенность, учиться доверять знаниям, типа "H2O = вода", "Волга впадает в Каспийское море".
И вот здесь на обрыве сомнений нас ждет еще один разворот, уже когда мы научились добывать знания из экспериментов и всегда можем получить подтверждение знаниям с которыми имеем дело, Именно это является отправной точкой опереться на знания, которые вы знаете и двигаться дальше, обретая при этом необходимую уверенность, а с ней результаты и новые достижения. Это как раз можно назвать "склоном просветления", когда знаний становится больше и они продолжают работать добавляя вам уверенности!
В конце концов, есть четвертый этап, когда вы начинаете использовать ноу-хау не требуя доказательств, имея свой собственный уровень уверенности в технологии, в материалах, в людях с которыми ведете дело. Этот уровень уверенности в себе, знаниях и технологиях достаточный, чтобы вы опирались на знания зашитые в технологии двигались дальше и выше, получая новый опыт.
ИП.
Крым, 2021
p.s
Да, конечно работать с уверенностью человека - это больше духовная практика, которая скрыта от глаз, и она не позволяет высмеивать глупцов объясняя их поведение. Но подумайте над тем, как вы получаете знания и какова в этом роль уверенности и сомнений? Помогают они вам получать знания и опыт или мешают? Ответив на этот простой вопрос вы сможете найти точку приложения своих усилий на кривой "Эффекта Анти-Даниннга-Крюгера".