Найти тему
Илья Duke

Как викинги пытались создать колонию на Каспии

Как известно, викинги освоили не только путь "из варяг в греки", но и были достаточно активны на Волге. Но мало кто знает, что они даже пытались основать свою колонию на Каспии, подчинив себе местное население. Вот как это было.

По разным арабским источникам в 943 или 944 году богатый город Бердаа, бывшая столица Кавказской Албании, расположенный на притоке Куры на территории современного Азербайджана неожиданно подвергся нападению. Нападавшие, которых летописцы называют русами в количестве около трех тысяч человек неожиданно подошли с моря и высадились вблизи города. Учитывая, что в арабских летописях викингов обычно как раз и называют русами, отличая их от славян, а в русских летописях описание этого похода отсутствует, очевидно, что это были викинги, пришедшие по Волге в Каспий и с Русью которой в это время согласно летописям правил князь Игорь никак не связаны. Князь Игорь как раз в это время был занят войной с Византией. Видимо нападавшие просто получили разрешение дабы пройти через Ладогу и Новгород в Волгу, а учитывая, что прикаспийские государства были торговыми конкурентами Хазарского каганата, викингам ужалось договориться и с хазарами.

Против трех тысяч викингов правитель Бердаа имел всего 600 профессиональных воинов, но зато ополчения смог собрать аж пять тысяч человек. Арабский летописец Ибн-Мискавейх так описывает что случилось потом:

"Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им"

-2

Дальше происходят события обращающие на себя внимание. Победители не разграбили город и не уплыли после этого восвояси, как обычно бывает при набегах, а наоборот не стали грабить город и сказали местным жителям, что гарантируют безопасность и свободу вероисповедания, если те будут им подчиняться. Как пишет летописец, они якобы заявили:

"Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам".

Это явное свидетельство желания пришельцев создать свою колонию на Каспии. Но, как пишет Ибн-Мискавейх, если знать согласилась на условие завоевателей, большая часть простых жителей была недовольна. По рассказу Ибн Мискавейха жители агрессивно относились к захватчикам, бросая в тылу в русов камни, когда те выходили из города и отбивали вылазки мусульманских воинских отрядов из окрестных земель.

Недовольные таким положением дел захватчики решили выслать из города всех несогласных. Но уехали в основном те, кто имел вьючных животных. Остальные устроили в городе бунт, началась резня. Выживших жителей захватчики согнали в крепость и отпускали только тех, кто мог выплатить за себя выкуп в 20 дирхемов. Согласно летописцу, заплатившему выкуп выдавался:

"кусок глины с печатью, которая была ему гарантией от других"

Тех, кто не смог уплатить выкуп, обратили в рабство.

Тем временем правитель Азербайджана и Аррана Марзубан собрал армию в 30 тысяч, с которой подступил к городу. Однако, несмотря на численное превосходство, во всех боях терпел поражение, пока не прибегнул к военной хитрости. Во время ночной атаки Марзубан якобы увлёк за собой русов ложным отступлением, устроив для них засаду. В том бою погибло, по словам самого Марзубана, 700 русов вместе с их предводителем. Однако вскоре Марзубан с войском был вынужден уйти в Сирию, где как раз в это время началась смута. Для продолжения осады Бердаа он оставил около 4 тысячи воинов.

В то же время Ибн Мискавейх наоборот пишет, что атаки мусульман не имели особых успехов, а проблемы у захвативших город начались вовсе не из-за действий Мазурбана, а из-за вспыхнувшей в городе болезни. Судя по описанию речь шла о дизентерии.

-3

По всей видимости опасаясь болезни, захватчики пробыв в городе по разным сведениям от полугода до года, однажды ночью погрузили всю добычу и большую часть рабов на корабли и отплыли в неизвестном направлении. Согласно Ибн-Микавейху после отхода основных сил в городе еще оставались захватчики, которые то ли прикрывали отход товарищей, то ли не успели сами уйти. Вот так он описывает случившееся:

"Не прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу, его если он любил его, согласно их обычаю.Слышал я от людей, которые были свидетелями этих Русов, удивительные рассказы о храбрости их и о пренебрежительном их отношении к собранным против них мусульманам. Один из этих рассказов был распространён в этой местности, я слышал от многих, что пять людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из их начальников, а с ними несколько женщин-пленниц. Узнав об их присутствии, мусульмане окружили сад. Собралось большое число дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью людьми. Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убили в несколько раз большее число мусульман. Безбородый юноша был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мёртвым."

Нападение на Бердаа произвело большое впечатление, что видно по записи об этом походе, которую оставил среднеазиатский историк Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази:

"И они люди сильные и могучие и идут пешком в далекие страны для набега и также путешествуют на судах по Хазарскому морю и захватывают суда и грабят имущество и путешествуют в Кустантинию [Константинополь] по морю Понтус, несмотря на цепи в заливе. И однажды они путешествовали по Хазарскому морю и стали на время владетелями Бердаа. Их мужество и храбрость хорошо известны, так что один из них равен нескольким из какого-либо другого народа. Если бы имели они лошадей и были всадниками, стали бы они великим бичом для людей".

-4

О других набегах в это время ничего не известно. Таким образом, ушедшие в море налетчики, по всей видимости продав рабов в Хазарии сразу ушли к себе на север.