Иностранные языки — сложный предмет для сдачи на ЕГЭ. Даже «кошмар школьников», алгебру с физикой, можно при должном желании «натаскать», заняться «нарешиванием», разобрать стандартные задания. Останется лишь надеяться, что на экзамене попадется соответствующие вопросы. ЕГЭ по английскому представляется «опаснее» технических предметов, ведь либо умеешь говорить, читать, писать на чужом наречии, понимаешь принципы «работы» — либо нет, третьего не дано, пора готовиться к двойке. Но на самом деле, не все потеряно, даже если ученик откровенно «плавает» в предмете.
Готовимся к аудированию
Самая сложная часть экзаменационной процедуры — вовсе не времена глаголов с герундиями, «настоящим в прошедшем времени» и правильным спряжением фразы при употреблении временного аспекта «if». Абитуриенты в один голос твердят: нет ничего хуже аудирования. Наречие Шекспира и Байрона обладает спецификой: десятки, сотни акцентов, выговоров, ирландец звучит совершенно не так, как коренной лондонец, а урожденный техасец едва поймет их обоих.
В ходе экзаменов далеко не всегда дают стандартный «бритиш инглиш» либо «американ», могут попасться «черные» говоры, иностранные. К аудированию готовятся так:
- Слушают оригинальное звучание — сериалы без дубляжа, передачи на англоязычных телеканалах (BBC, CNN).
- Ролики на YouTube обучают отличать на слух произношение граждан различных англоязычных стран или иностранцев.
- Песни, музыка — прекрасный способ «наловчиться» осязать чужую речь, ведь во время пения даже родной русский теряется, а понимание англоязычных фраз обучает не бояться самого сурового восприятия на слух.
Курсы иностранных языков хорошо помогут, если среди преподавателей есть «нэйтив спикеры» либо люди, владеющие спецификой акцентов, способные продемонстрировать, чем отличается «американ инглиш» от знаменитого «британского».
Грамматика
Зубрежка — плохой способ подготовиться к «финальному испытанию». Грамматика мертва без практики. Люди говорят, пишут именно так, а не иначе, потому что подобный способ удобен, интуитивен, сохранились корни древних праязыков. Погружаться в лингвистические дебри смысла не имеет, для грамматически правильного составления предложений и речевых оборотов следует:
- Много читать, отмечая характерные для носителей конструкции;
- Много слушать, проделывая то же самое — одновременная тренировка слушания и структур построения предложений, словоупотребления;
- Вызубрить неправильные глаголы — им нет никакого объяснения, кроме того, что сохранились из древних германских лексем, но список не так велик.
- Учебник с конструкциями английского остается на столе при подготовке к экзаменам, но все же акцент делается на живое общение, реальное употребление фразоформ. Одной разговорной речью не обойтись: в «жизни» мало кто применяет сложные конструкции с «прошедшим длительным», а вот в исторических книгах примеров будет немало.
Грамматический совет для абитуриентов: в разговоре, при написании мини-сочинения использовать простые конструкции. Чем проще грамматика, тем меньше риск сделать ошибок. Это относится к следующему пункту.
Письмо
«Пишем Манчестер, произносим Ливерпуль», — шутят сами англичане о разнице письма-произношения. Ученикам остается только смириться, как и в любом другом языке. Хорошая новость: в «инглише» можно смело игнорировать пунктуацию, немногие «нэйтивы» умеют правильно расставлять запятые, этому учат на продвинутых курсах. Остается орфография плюс умение грамотно согласовывать. Секреты:
- Брать грамматические клише, устойчивые фразы;
- Не составлять длинных предложений, разбить на два, на три;
- Не экспериментировать с временами глаголов, лучше честно написать все в «презенте» или «пасте».
- Писать только то, что требуется экзаменом: ответить на два вопроса, составить письмо — простое, неформальное, без погружения в дебри business English, считать слова.
Письменные задания относительно несложные, поэтому не стоит их бояться. Комплексная подготовка к ЕГЭ включает учебники, неадаптированные книги, занятия с видео, аудио. В идеале рекомендовано походить на курсы, где за прогрессом ученика станет следить квалифицированный педагог.