–К бабке Варваре приехал? Ну-ну, - сосед моей двоюродной бабки смотрит на меня с подозрением. Понимаю: в гости не позовут.
В окне хмурая физиономия его жены. Другой стоит рядом, молча, потягивает цигарку. Скоро подтянется третий, он в это время на дороге обходит лужу размером с волейбольную площадку. Доносится запах чеснока и перегара. деревенька сжалась: нахмурилась и насупилась.
–А чего раньше не приезжал? – с упреком вставляется соседка с другой стороны дороги.
Отвечу: –Да я потом два месяца прихожу в себя, не понимаю: как вы тут живете. Но проглатываю.
Лица хмурые: неприветливые. Избы серые: не покрашенные. Изгороди старух без стариков покосились, попадали, сосед не вобьет пару гвоздей.
А теперь интересное! Я мог приехать раньше, но валял дурака, билет покупал не на Родину, а в края заморские, мог бабке денег выслать, но не выслал, соседям гостинец бы какой прихватил – не прихватил. Про одних стариков думал: померли, а они живы. На похороны родственников не приезжал. Мог спросить земляков: –Как живете-поживаете, – да опасаясь ответа резкого – не спросил.
Да сам я такой же, тревожный, зажатый, опасливый, злобный, тщедушный, недоверчивый, ленивый, жадный. Может выводы и поспешные... Ведь раньше земляки были как-то ближе: понятнее. Коров вместе пасли, дрова вместе заготавливали, покосы рядом стояли.
В гости друг к другу ходили. Про мое знакомство со стариком-мастером дудок и игрушек я писал:
Два мастера: американская девушка и сибирский дедушка
Раньше все праздники и горести вместе: а теперь будто все рассыпалось.
А мысли-то сбежались откуда? С картин Василия Шульженко...
Художник будто документик предъявляет каждому из нас, вот мол, полюбуйтесь, вы его обронили вчерась, а я подобрал.
Подборка из шести картин художника, назовем ее по-замятински "Мы".
Вот наше удовольствие от наличия собственности
Наша агрессия
Наши глупости
Наше самомнение
Наши ссоры
Наше самовнушение
Скажу крамолу, мое предложение вызовет у читателя вполне законный протест. Хотя я обнаружил в себе и Диогена, и того парня, с дудочкой.
Художник разворачивает меня как фантик на конфете.
Отчего ж упрекают его и всерьез(!), что НЕТ в картинах СВЕТА в душе и ЛЮБВИ к людям?
Прочитал интервью художника .
Но ответа не нашел. Смекнул: не только в живописи, в литературе можно также обвинять автора в злорадстве над своим героем, – допустим, писателя Платонова (их герои в чем-то схожи с Шульженко ).
Еще раз вернулся к картинам Василия Шульженко, которые не вошли в подборку по этическим соображениям. Особенно "Верхом на кентавре"( пародия на живопись кентавров Помпео Батони), "Скотный двор"(чем не обложка романа Джоржда Оруэлла?), "Завтрак на траве"(скорее перекличка с картиной Эдуарда Моне). Вот и ответ "нарисовался": так это поиск скитаний человека (как у Бредбэри "скитаний вечных на небе и на земле") в жизни: искусстве и литературе.
Кому интересен другой подход к изображению образов деревни читайте статью о русском художнике Андрее Вилкове:
Седая старина художника Андрея Вилкова
Приглашаю дорогих читателей прислать свое мнение о художнике Шульженко. Добро или злорадство? Поиск или приговор? Насмешка или слезы? Прошлое или будущее?
Что в его картинах???
#общество
#живопись
#художник
#гротескный реализм