Эта заброшенная электростанция, построенная в стиле ар-деко, находится на севере Румынии. Её вывели из эксплуатации ещё в середине 90-х годов, но демонтировать и утилизировать оборудование так никто и не спешит. Разумеется все медные кабели и обмотку, а также другое ценное оборудование отсюда вынесли практически сразу же. А всё, что невозможно легко сдать на приёмку, осталось нетронутым. Электростанцию начали строить в конце сороковых годов, потому что послевоенной Румынии нужна была электроэнергия.
Строили электростанцию с некоторыми дизайнерскими решениями популярного тогда стилистического направления под названием ар-деко. В частности потолок диспетчерской комнаты здесь выполнен в виде огромной стеклянной конструкции, сваренной из уголков. Так днём сюда поступает много света. И то, что у нас на даче называют теплицей, в послевоенной Европе называлось словом ар-деко. Как можно видеть большая часть приборов на месте.
Формально территория электростанции охраняется и говорят что даже патрулируется. Но мы зашли, отсняли, вышли и никого не встретили. Однако пультовая (диспетчерская) комната с необычным потолком - это не главная часть электростанции. Главное на любой электростанции - это генераторы. Раньше здесь было четыре дизель-генератора. В качестве привода для генераторов использовались судовые дизельные двигатели мощностью 2500 л.с. Такие обычно ставились на суда, баржи и корабли.
Сейчас же здесь остался только один дизель-генератор. С генератора всю медь давным-давно срезали, остался только чермет. Как можно видеть это трёхфазная синхронная машина, на её валу также установлен возбудитель для питания обмотки ротора. Также здесь есть ещё и стартёр. Это небольшой двигатель постоянного тока, который вращал и генератор и дизель в момент запуска. Когда же дизель выходил на холостые обороты, то стартёр отключался.
Мощность одного такого генератора составляла 1,6 МВт. Он генерировал напряжение до 6300 В и ток до 254 А. Также нужно отметить, что в то время напряжения в 6,3 кВ считалось высоким и вполне приемлемым для передачи на небольшие расстояния. И поэтому на электростанции нет повышающих трансформаторов. Как можно видеть этот судовой дизельный двигатель очень огромный по сравнению с генератором.
Он очень неэффективен в плане КПД и стоимости одного киловатт-часа электроэнергии по сравнению с современными теплоэлектростанциями, которые содержат паровые турбины для привода генераторов, и работают на угле или мазуте. Установка именно дизелей в качестве привода генераторов была связана с тем, что после Второй мировой в Восточной Европе осело много неликвидных дизелей, которые уже отработали свой ресурс на уцелевших эсминцах. И попросту было некуда девать, а солярка тогда стоила копейки.