ВНИМАНИЕ: в данном материале указаны средние цены для взрослого спортсмена на момент написания статьи, август 2021 года.
В мотокроссе качество экипировки - это залог безопасности спортсмена. Чем выше скорость - тем серьезнее должна быть защита.
Как и везде, бренды бывают доступные и дорогие, причём высокая цена не всегда означает самое лучшее качество. Ниже от самого важного к тому, на чём можно и сэкономить, расскажем примерный разброс цен на экип на сегодняшний день.
1. Шлем. Шлемы, в зависимости от вида спорта, сильно отличаются друг от друга. Мотокроссовый шлем имеет козырёк от солнца, часто сменный, усиленный приток воздуха. Вместо визора (прозрачный щиток для глаз) используются очки. Мотокроссовый шлем должен быть крепким и выдерживать удары о землю! Средняя цена за новый качественный шлем - 40 000 рублей. Их можно брать бу, при этом важно, чтобы на шлеме не была нарушена его геометрия, не было вмятин и сколов, поскольку это свидетельствует об ударе, а каждый удар уменьшает последующую степень защиты.
2. Мотоботы. Кроссовые мотоботы - это залог целых здоровых ног. Без них ездить на спортивном мотоцикле категорически запрещено техникой безопасности. Мотоботы высокие, почти до колена, выполнены из ударопрочной пластмассы, обшиты толстой, плотной тканью внутри. Они защищают ногу от удара, а также от вывиха. Разброс цен на них достаточно большой, брендов на рынке представлено много. Кроме как из-за популярности, цены разнятся от разных параметров: толщина подошвы (тонкие многим более удобны, но такие подошвы стираются быстрее), крепость материала, конфигурация, качество выполнения и так далее.
Отдельно хотелось бы отменить такой момент, как заменимость подошвы. Это самая быстро изнашиваемая часть мотобот. Она стирается об подножки, рычаги управление, землю. Некоторые мотоботы продаются со сменными подошвами (в комплекте или отдельно). Но, как правило, такие подошвы тонкие, они быстро снашиваются и требуют частой замены. Стоят прилично, и после нескольких замен выходят в стоимость мотобот, хотя они и удобны тем, что такие подошвы можно поменять самостоятельно. Кроме того, есть бренды, которые официально, отдельно, выпускают новые подошвы. Заменить их можно уже в мастерских. Хотя такие подошвы тоже достаточно дорогие, но прослужат они дольше и сильно продлят жизнь мотобот. Есть и модели, где замена подошв не предусмотрена. В некоторых мастерских их чинят кустарным способом, но чаще всего это не долговечно. "Жизнь" мотобот зависит от многих параметров: частоты езды и интенсивности. Начинающему, если не случится непредвиденных ситуаций, бот может хватить на 2 сезона.
На распродаже хорошие качественные мотоботы можно купить в районе 40 000 рублей. Их также можно найти бу, так как по их внешнему виду достаточно легко определить состояние. Особое внимание на подошву!
3. Наколенники. Следующий (по степени важности) элемент экипировки мотогонщика - это наколенники. Щитки бывают самые простые, и самые современные - брейсы - с максимальной защитой для профессионалов ( они защищают коленный сустав от смещения, и надрыва коленных связок). Последние, порой, изготавливаются под заказ по размерам ноги спортсмена. и их стоимость начинается от 50 000 рублей. Для начинающих, когда скорость ещё небольшая, подойдут простые наколенники - их стоимость около 4000 рублей. Средняя цена для хорошей серьезной защиты колена - 30 000 рублей. Такие тоже можно поискать БУ, но очень важно их мерить - щитки должны сидеть идеально и не мешать спортсмену.
4. Налокотники. Не стоит недооценивать этот элемент, хотя из защиты он самый доступный. Налокотники должны подходить по размеру, поскольку спортсмен много двигается, и если они съезжают во время заезда - это очень неудобно. Налокотники стоят около 4000 рублей. Их также можно найти бу. Главное - размер и удобство.
5. Форма. Мотокроссовая форма состоит из штанов и джерси (кофты). Штаны усилены от протирания в районе колен, сужаются к низу, поскольку заправляются в мотоботы. Надеваются поверх брейсов. На них можно немного сэкономить. Важно, чтобы у них была защита бедер. Дешевые штаны, скорее всего, протрутся или порвутся быстрее, чем дорогие, но в последнее время качество формы стало средним "по больнице". Джерси бывают летние и зимние. Летняя "сетка" позволяет дышать, зимние - тёплые куртки, защищающие от ветра. Стоимость штанов начинает от 5000 рублей, джерси - в районе 2000 рублей.
6. Защита груди. Нагрудники бывают разные. Есть модели, совмещенное с налокотниками. Некоторые одеваются под джерси, другие - поверх. В первую очередь нагрудник защищает от земли и камней, летящих из под колес спортсмена впереди, а также он поможет при падении. Нагрудник должен быть подобран по размеру, идеально сидеть, не натирать. Стоимость защиты груди начинается от 5000 рублей. Его также можно поискать бу. В первую очередь у них портятся крепление: ломаются защелки, растягиваются ремни. Это легко можно починить в мастерских.
7. Мотокроссовые очки. По-настоящему важным этот элемент экипировки становится, когда вы начинаете ездить по трассе с другими спортсменами, а уж в профессиональных гонках от очков может напрямую зависеть результат, поскольку они защищают от грязи. В мотокроссовых очках сменные фильтры, поскольку некоторые линзы подойдут для тренировок при ярком солнце, затемняя его, но в сумерках или в пасмурную погоду в них будет темновато. Дополнительно на очках используются отрывники или перемотка, но об этом начинающим думать не стоит. Для начала вам будет достаточно одних очков (от 2000 рублей), и несколько линз на разную погоду (от 600 рублей). При покупке бу обратите внимание на состояние внутренней части поролона - от пота и влажности он приходит в негодность (чтобы этого не случалось, после каждой тренировки просушивайте очки, прежде чем убирать их в сумку)
8. Перчатки. Завершают стандартный набор мотогонщика перчатки. Лучше всего брать именно мотокроссовые, поскольку они сделаны из специального материала, имеют защиту для пальцев. Перчатки стоят в районе 2000 рублей. Обязательно меряйте - должно сидеть идеально!
Дополнительные элементы. Вышеперечисленное - стандартный минимальный набор, но также есть и дополнительные предметы:
Защита шеи - около 20 000 рублей.
Защита бедер (шорты) - от 5000 рублей.
Защита поясницы - около 3000 рублей.
Мотокроссовые гольфы (чтобы не натирали брейсы и мотоботы) - от 1000 рублей
Пожалуй, всё. Ещё раз хотелось бы отметить, что со временем всё стареет или ломается, такова жизнь, поэтому у каждого элемента экипировки есть своё время использования. Экип требует ремонта и ухода, форма должна правильно стираться (не стоит забывать, что мотокроссмены тренируются в пыли и грязи). Подытожим:
При покупке всего нового минимальный набор экипировки начинающего мотогонщика будет стоить: 100 000 рублей.
При желании сэкономить, при покупке вещей бу, но в хорошем состоянии и проверенных брендов, сумма может составить около 60-70 000 рублей.
Полностью одеть профессионального спортсмена, со всеми элементами максимальной защиты, будет стоить: 150 000 рублей.
П.С. Лучше отдавать предпочтение брендам, "закрепившимся" в профессиональном мотокроссе, а именно: Arai, Shoe, Leatt, Thor, Gaerne, Sidi, Alpine stars, Troi Lee, Fox