Найти тему
Логинова Светлана

Вы замечали, что дети говорят теми же словами, что и родители

Вы замечали, что дети говорят теми же словами, что и родители? Используют те же речевые конструкции, говорят с таким же эмоциональным откликом и невербальными проявлениями.

Все слова и выражения переходят во внутреннюю речь, и даже во взрослом возрасте мы продолжаем слышать голос родителей, который говорит нам порой не самые приятные вещи: "Ты этим ничего не добьёшься" или "Да что ты из себя представляешь". А теперь подумайте, какие слова, вы хотите, чтобы говорил себе ребёнок, когда у него что-то не получается? Когда ему нужна поддержка? Когда его захлестывают чувства одиночества, грусти или злости?

Когда его захлестывают чувства одиночества, грусти или злости?
Когда его захлестывают чувства одиночества, грусти или злости?

Когда сын говорит: "Мама, ты такая молодец, что вытерла пол", - я слышу похвалу за приложенные усилия и знаю, что он так же будет оценивать себя, когда сможет что-то сделать. Когда сын говорит: "Я разозлился, когда Ваня взял мою книжку" или "Я так испугался большой собаки" или "Я рад, что ты купила мне киндер", то слышу свой голос, тысячекратно до этого называвший его чувства, и знаю - это позволяет ему понять себя, свой внутренний мир, а не относиться к себе как к чёрному ящику с непонятным содержанием.

Девяти из десяти родителей, которые обращаются ко мне по поводу детей (независимо от возраста), я даю такое задание: каждый раз, когда они видят какую-то эмоциональную реакцию у ребёнка - называть, что с ним происходит:

Тебе грустно, что гости ушли
Вижу, ты злишься, что пора идти спать
Ты обиделся на папу, что он не поиграл с тобой
Ты так обрадовался, что мы идём в парк
Похоже, ты скучал по мне и осень рад, что мы снова вместе
Ты разозлился, что брат взял без спроса твои краски

Точно так же можно и нужно озвучивать потребности и желания ребенка:

Тебе важно сказать свое мнение
Ты очень сильно хочешь еще "чокопай"
Ты хотел подружиться с этим мальчиком
Тебе нравится играть с кем-то вместе
Тебе хочется, чтобы кто-то понял тебя и утешил

И точно так же отмечать, когда у ребёнка что-то получилось сделать, или когда он прикладывал усилия, или когда сделал хотя бы третью часть из того, что вы ожидали, чтобы он сделал. Так вы создаёте фундамент его принятия себя и уважения к себе