Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Почему в поздном СССР мы отказались от сверхзвука. Тише едешь - дальше будешь.

Учитывая темпы развития мировой авиации, было понятно, что авиастроители пытаются увеличивать скорость в 2, а то и в 3 раза. Так мы пришли к тому, что в мире стали появляться все более быстрые самолёты. Пример тому Ту-144 и Конкорд.

Почему в поздном СССР мы отказались от сверхзвука. Тише едешь - дальше будешь.
Почему в поздном СССР мы отказались от сверхзвука. Тише едешь - дальше будешь.

Ещё в 60-х Боинг планировал создать сверхзвуковой самолёт Boeing 2707, который дотягивал до скорости 3 Маха. Американец так и не поднялся в воздух, а в 1971 году проект свернули. Мир совсем не принял сверхзвук. Из трёх проектов полетел только французский и советский. Но даже их жизнь была короткой.

Старый самолёт выигрывает по скорости у современного. С точки зрения прогресса - это неправильно, но всему есть рациональное объяснение. Airbus A350 летает на скорости 903 км\ч, а Ту-154 мог разогнаться до 950. Закономерный вопрос: "Где логика?"

А логика в том, что конструкция современного самолёта отличается от предшественников. Крыло современного самолёта имеет меньшую стреловидность, которое автоматически снижает максимальную скорость полёта. Зато это нивелируется хорошей управляемостью на этапе взлёта и посадки. А если мы сокращаем скорость, то уменьшаем сопротивление, следовательно экономим топливо и уменьшаем шум в салоне.

Ещё одна особенность в том, что для разгона самолёта требуются технологии. Чем выше скорость, тем сложнее системы. Выход за пределы 1 Маха уже создаёт большие проблемы для конструкторов. Приходится тратить всё большие бюджеты, чтобы создать сверхзвуковой самолёт. Вместо Sonic Cruiser решили создать более привычный Боинг 787.

Почему в поздном СССР мы отказались от сверхзвука. Тише едешь - дальше будешь.
Почему в поздном СССР мы отказались от сверхзвука. Тише едешь - дальше будешь.

Вторая особенность в двигателях. Изначально они были турбореактивные, с одним контуром. Позже, к первому контуру добавили второй. Именно эта инновация принесла в авиацию понятие экономичности, так как двухконтурный двигатель гораздо экономичнее. Из минусов - с ростом размера - увеличивает и лобовое сопротивление вентилятора, поэтому при меньшем расходе топлива, уменьшалась скорость самолёта. Потом подсчитали, что снижение скорости лучше, чем жечь керосин. Это основная причина отказа от высоких скоростей.

Почему в поздном СССР мы отказались от сверхзвука. Тише едешь - дальше будешь.
Почему в поздном СССР мы отказались от сверхзвука. Тише едешь - дальше будешь.

Сейчас важно не только сэкономить топливо, но и увеличить ресурс двигателя. Полёты на высоких скоростях уменьшают его. Поэтому авиаконструкторы во всего мира пришли в выводу, что оптимально летать на скоростях менее 900 км\ч. По этой же причине в СССР и Европе отказались от Ту-144 и Конкорда из-за высокого расхода топлива и малого ресурса аппаратуры. Как говорится: тише едешь - дальше будешь.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Инстаграм. Там вы найдёте больше фотографий. На этом всё, счастливых поездок.

#аэропорты #concorde #ту-144