Первый Диснейленд был открыт более 65 лет назад, в 1955 году. С момента запуска парк был образцом в использовании новых технологий для улучшения впечатлений потребителей. Все тематические комплексы мира так или иначе ориентируются на Диснейленд, в том числе и в России – «Остров мечты» в Москве, «Диво Остров» в Санкт-Петербурге и т.д. Однако стремительная компьютеризация и цифровизация ставит вопрос: не заменят ли в будущем электронные развлечения традиционные развлекательные парки?
Окутанное «Я» и тошнота
Важное отличие тематических парков от других видов развлекательных комплексов (например, американских горок) – наличие иммерсивности. По одному из определений, это слово означает «свойства технологической части среды, контролирующие психологическое состояние человека, в котором его «Я» воспринимает себя окутанным, включенным и взаимодействующим с некоторой средой, обеспечивающей ему непрерывный поток стимулов и опыта». Другими словами, Диснейленд или аналоги погружают гостя в мир, который кардинально отличается от повседневности. Парки становятся порталом в другие вселенные.
В связи с этим неудивительно, что тематические парки прибегали к использованию технологий VR (виртуальной реальности) с первых лет существования нужных устройств. Например, в 1998 году Диснейленд запустил DisneyQuest. Он включал в себя два приключения: полет на волшебном ковре Алладина и сражение с суперзлодеями будущего. Правда, новшества были недоработаны и укачивали большинство посетителей, вызывая морскую болезнь.
От горок к моделированию
С новым витком развития виртуальной реальности к ней все чаще стали прибегать развлекательные центры. В 2015 году Europa-Park в Германии стал первым парком в мире, включившим VR в существующий аттракцион. «Остров мечты» в Москве также обратился к подобной технологии. По данным исследования 2018 года, около 30% европейских производителей американских горок так или иначе использовали VR при проектировании. Авторы подчеркивали: «Наши находки подтверждают: если тренд продолжится, скоро станет нормой наслаждаться VR на любимом старом аттракционе».
Следующий шаг – тематические парки, полностью состоящие из виртуальной реальности. Компания Worldbuildr использует программное обеспечение компьютерных игр для моделирования новых аттракционов. Их разработки позволяют прокатиться на еще не построенной американской горке. Процесс создания образца крайне сложен и требует совместной работы специалистов из разных областей: от звукорежиссеров до механиков. Вариативность продуктов Worldbuildr ставит новый вопрос: если реалистичность VR будет только усиливаться, будут ли нужны паркам физические объекты?
Гибрид физического и виртуального
Эксперты пока не могут с точностью ответить на этот вопрос. Однако чувствующий конкуренцию Disney вновь оказывается на передовой VR-технологий. В 2019 году компания открыла Star Wars: Galaxy’s Edge – тематический парк по мотивам саги «Звездные войны». Параллельно существует две локации: одна – в реальном мире, а ее полноценная копия – в виртуальном. Преимущества последней в отсутствии очередей (особенно важно в период общемировой пандемии) и шума от других туристов.
В связи с этим можно предположить, что цифровизация максимально усилит иммерсивность. Чтобы оставаться конкурентоспособными, Диснейленды и аналогичные парки развлечений в будущем продолжат активно включать VR-технологии в свои аттракционы. Это позволит расширить традиционную сферу развлечений на открытом воздухе. Помимо классических острых ощущений от взлетов и падений на горках, посетители побывают в желаемых вселенных: от вымышленных – Хогвартс, Средиземье, Вестерос; до реальных – Римская империя, Древняя Русь, Дикий Запад и т.д.
Читайте также:
Современные дети хотят быть руководителями или бизнесменами
Как получить грант на обучение за границей?
Стартапы, которые станут следующими Uber и Snapchat