Мы христиане называем себя так, потому что стремимся ко Христу. А мелочность – это боязнь высоты цели, отказ следовать непосредственно за ней, отвлекаясь на какие-то несущественные, мелкие моменты в жизни. А так как Бог является причиной сотворения этого мира, его существования, то Он является и конечной целью. А мелочный человек отвлекается от главного, концентрирует своё внимание на второстепенном.
Давайте посмотрим, что об этом говорит Священное Писание: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны» Мф. 22:2-8.
Царь – это Бог отец. Сын Царя, для которого делается брачный пир – это образ Бога Сына. Званые – это еврейский народ. Но мы видим, что проблема данных людей заключается в том, что они устранились от главной цели. Они стали обращать внимание на мелочные вещи. Кто-то купил поле, кто-то волов, и они даже высказывали раздражение по поводу того, что их отвлекают от того, что не может занимать первостепенное значение в них.
Ведь если говорить о Боге, то о Нём сказано, что мы им живём, движемся и существуем. И тот человек, который выстраивает правильную иерархию ценностей, не забывает, что должно стоять на первом месте, а что на втором и третьем, тот поступает разумно.
Прочтём другой отрывок: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мф 6:19-21.
Мелочное – это прежде всего земное, в его сравнении с небесным. И когда мы отвлекаемся на земное, временное, мы поступаем неразумно, мелочно. А если ищем главного, то благоразумно. Вот как пишет Апостол Павел: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» Флп 3:8.
Здесь мы видим, что апостол Павел выстроил правильную иерархию ценностей своей жизни. Он не отвлекается на то, что преходящее и временное, он не впадает в мелочность. Помню историю из Отечника, когда к одному Авве пришла вдова и попросила зерна, тот попросил подать ему миску, а когда вдова подала, тот померял её, насыпал зерна и сказал – слишком большая миска, что заставило вдову покраснеть. Когда она ушла, ученик спросил – Авва, ты дал взаймы зерно или подарил? Подарил – ответил тот. Тогда зачем ты мерял миску и смутил вдову?
Вот здесь мы видим, как, казалось бы, доброе дело портит мелочность. Если ты решил отдать даром, так зачем сравнивать и вымерять что-то? Ведь Господь даёт нам Духа не мерою, то есть не вымеряет, а даёт нам всего. Давайте стараться не быть мелочными, дабы не отвлечься от главной цели и не богатеть здесь на земле, а богатеть на небесах. Ибо где сокровище наше, там и сердце наше – или на земле в банке, или на небесах.