Найти тему
Авиационное обозрение

Отдельные эпизоды боевого применения советского многоцелевого самолета ББ-1 (Су-2).

Приветствую. Поговорим сегодня о советском многоцелевом самолете Су-2. Речь пойдет о его непосредственном боевом применении в ходе Великой Отечественной войны. После победы в конкурсе "Иванов" это изделие было запущено в серийное производство и с 1940 года стало поступать на вооружение боевых частей. Подавляющее большинство экземпляров было выпущено на заводе № 135 в Харькове. К лету 1941 году самолетом Су-2 успели оснастить восемь авиационных бомбардировочных полков. К примеру это 97-ой, 209-ый, 210-ый, 211-ый и другие ближне-бомбардировочные авиационные полки (ББАП). В основном эта машина использовалась на самом сложном, начальном этапе войны, где она проявила себя весьма неоднозначно. В начале декабря 1941 года совместным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР самолет Су-2 был снят с серийного производства. Всего было выпущено около девятисот машин различных модификаций, что являлось довольно скромными показателями. Тем не менее, он продолжал оставаться на вооружении вплоть до 1944 года. Cтоит также напомнить новым читателям об уже вышедших материалах по теме самолета Су-2. В разное время на нашем канале было опубликовано пять публикаций, в которых мы рассказали про историю разработки, конструкцию и особенности эксплуатации этого изделия.

  • История разработки советского многоцелевого самолета ББ-1 (Су-2)(Ссылка на статью);
  • Основные конструктивные особенности многоцелевого самолета Су-2 (Ссылка на статью);
  • Особенности винтомоторной группы самолета ББ-1 (Су-2) с двигателем М-88 (Ссылка на статью);
  • Специальное оборудование многоцелевого самолета Су-2 (Ссылка на статью);
  • Особенности обслуживания и состав вооружения многоцелевого самолета ББ-1 (Су-2)(Ссылка на статью).
Рисунок самолета Су-2. Источник: http://warwall.ru/
Рисунок самолета Су-2. Источник: http://warwall.ru/

Изначально закладываемые возможности многоцелевой машины, позволяли ему решать задачи ближнего бомбардировщика, штурмовика, разведчика или корректировщика огня артиллерии. До начала войны подобная концепция одномоторного разведывательно-ударного самолета виделась весьма перспективной. И не только у нас, но и во многих других странах (к примеру у англичан согласно подобной концепции был создан Fairey Battle). У нее действительно были определенные плюсы, но как показала практика ведения боев на различных театрах боевых действий (не только на Советско-Германском фронте), она себя не оправдала. На общую боевую эффективность того или иного изделия оказывали влияние многие факторы (это и наличие истребительного прикрытия, точные разведданные, надежная связь между боевыми подразделениями, грамотное командование, своевременное снабжение горючим и боеприпасами, опыт конкретного экипажа и т. д.). Естественно авиационные части проводили как успешные, так и провальные боевые операции. На одних участках фронта удавалось сдерживать натиск врага и наносить ему ощутимый урон. На других же, ситуация складывалась катастрофическим образом. В целом, первые несколько месяцев войны на Советско-германском фронте можно было охарактеризовать как самую настоящую мясорубку.

Сбитый самолет Су-2. Источник фото: https://waralbum.ru/
Сбитый самолет Су-2. Источник фото: https://waralbum.ru/

Большинство боевых задач, которые приходилось выполнять на Су-2, были связаны с нанесением штурмовых ударов по наступающим колоннам противника. Но этот самолет не в полной мере соответствовал требованиям к полноценному штурмовику. Самая основная его проблема заключалась в слабом вооружении (как наступательном, так и оборонительном). Еще на этапе разработки отказались от установки 20-мм пушек ШВАК, а после убрали два крыльевых 7,62-мм пулемета ШКАС, демонтировали нижнюю оборонительную турель МВ-2 и заменили заднюю турель МВ-5 на неудачную ТСС-1. С началом войны в срочном порядке снятое вооружение стали возвращать. Восстановили и первоначальный вариант оборонительного вооружения. Кроме того, проводилась доработка самолета для применения реактивных снарядов типа РС-82, которые подвешивались под консолями крыла. Еще один недостаток Су-2 заключался в недостаточном бронировании основных элементов конструкции, что сказывалось при нанесении ударов с малых высот при активном противодействии с земли. Работы по его устранению также велись уже во время войны. Гораздо лучше машина себя проявила в качестве тактического разведчика и корректировщика огня артиллерии. Скажем, после расформирования 209-го ББАП (сентябрь 1942 года), были созданы отдельные корректировочные авиационные эскадрильи (к примеру 44-ая ОКРАЭ, 45-ая ОКРАЭ). Су-2 долгое время оставались на вооружении 44-ой ОКРАЭ. На январь 1943 года в составе этой эскадрильи числилось еще шесть машин данного типа. Самолет мог оснащаться различными типами аэрофотоаппаратов. Вместо штатного АФА-13, можно было использовать АФА-1, АФА-Б или НАФА-13. Для этого в кабине штурмана устанавливалась универсальная четырехстоечная фотоустановка с перемещающейся рамой. Кроме того, большим плюсом этого изделия, была удобная отапливаемая кабина с хорошим обзором.

Су-2 из 44-ой ОКРАЭ. Источник фото: https://waralbum.ru/
Су-2 из 44-ой ОКРАЭ. Источник фото: https://waralbum.ru/

В качестве конкретных примеров боевого применения Су-2 мы рассмотрим действия 43-го ближне-бомбардировочного авиационного полка в начальный период войны. На 22 июня 1941 года он базировался в Витебске. В его состав тогда входило 5 эскадрилий. При этом на вооружении состояли как устаревшие бипланы Р-Зет (36 машин), так и Су-2 (19 машин). Позднее из состава 209-го АП было прикомандировано еще 19 Су-2 и один Р-Зет. С первых же дней войны полк осуществлял активные действия для сдерживания наступления немецких войск в западной Белоруссии. При этом наносились удары по механизированным колоннам, местам высадки десанта противника и переправам в районах Вильно, Лиды, Гродно, Поставы, Борисова. В течении нескольких недель полк неоднократно менял места базирования (Курополье, Вецкое, Каменка и т. д.). Действовать в первое время приходилось практически без истребительного прикрытия при превосходстве противника в воздухе. Неоднократно немцы наносили удары по аэродромам базирования, что также оказывало существенное влияние на положение дел. К концу июня было около 300 боевых вылетов. В начале июля, из-за высоких потерь (10 самолетов Су-2 было уничтожено в результате ударов по аэродромам и 11 не вернулось с боевых вылетов), полк завершил участие в боях на Западном фронте и был отправлен на реорганизацию. Уцелевшую технику при этом сдали в ремонтные мастерские в Торжке. Во время реорганизации полк перевели на временный штат в три эскадрильи и оснастили новыми самолетами Су-2 в количестве 32 единиц.

Самолет Су-2. Источник фото: http://авиару.рф/
Самолет Су-2. Источник фото: http://авиару.рф/

В конце августа он был переброшен на Юго-Западный фронт восточнее Полтавы. В течении сентября и октября полк также неоднократно перебазировался с аэродрома на аэродром (Чугуев, Граково, Красный Лиман, Варваровка, Евсуг и другие). Он принимал активные участия в оборонительных боях в районе Днепропетровска, Кременчуга, Миргорода, Дубны, Краснограда, Краматорска, Полтавы и Славянска. Удары при этом наносились по скоплениям живой силы противника, его механизированным колоннам и переправам через реки. Самолеты действовали либо крупными группами, либо индивидуально. Постепенно было налажено взаимодействие с истребителями, что позволило снизить уровень потерь. Говоря о конкретных боевых задачах, то в качестве примера можно привести действия полка 26 августа 1941 года. Все три эскадрильи были задействованы для нанесения ударов по переправам противника через Днепр у населенного пункта Пески. Из состава первой эскадрильи действовала группа в количестве 7 машин, а из второй и третьей группы по 9 самолетов. В ходе боевой операции три самолета из состава первой эскадрильи было сбито истребителями противника. Для поражения целей в основном применялись бомбы ФАБ-50 и АО-25 (опять же, в зависимости от поставленных задач использовались различные типы боеприпасов). Также решались и различные разведывательные задачи, в том числе и в ночное время суток. Для этого применялись как одиночные самолеты, так и небольшие группы. Зачастую, помимо выявления скопления войск противника, ставились задачи нанесения по ним бомбовых ударов. К примеру 20 сентября одиночные самолеты производили разведку с бомбометанием в районе Нехворощи и Перешепино. С высоты 1700 метров были нанесены удары по обнаруженной бронетехнике противника. Но не всегда поставленные командованием цели были достигнуты. К примеру в тот же день, 20 сентября 1941 года, не была выполнена задача по выявлению войск противника в районе Краснограда. Экипаж с боевого задания не вернулся. К февралю 1942 года суммарно летчиками полка было выполнено более 1800 самолето-вылетов с общим временем налета более 2500 часов. Было сброшено более 318000 кг бомб. При этом уничтожили и вывели из строя большое количество танков, автомашин и орудий противника. Также были разрушены многие переправы, что замедляло темпы немецкого наступления. В марте 1942 года 43-ий ББАП был преобразован в 13-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк (ГБАП). Постепенно он был перевооружен самолетами других типов.

Самолет Су-2 во время боев на Курской дуге. Источник фото: https://waralbum.ru/
Самолет Су-2 во время боев на Курской дуге. Источник фото: https://waralbum.ru/

Что по итогу? Су-2 был неоднозначной машиной. Как ближний бомбардировщик со своими задачами он справлялся. Как к разведчику и корректировщику огня артиллерии, к нему вообще не было никаких вопросов. Но в первые месяцы войны его подавляющим образом использовали в спецификации штурмовика. А ей он уже не соответствовал в нужном объеме. Плюс не стоит забывать и об условиях, в которых Су-2 применялся в первое время. По сути, на решение несвойственных задач, тогда привлекалась вообще все что только могло летать. Стоит отметить, что мне так и не удалось найти точной информации почему в процессе разработки отказались от установки более мощного пушечного вооружения (или хотя бы крупнокалиберного пулеметного), хотя по документам вариант с 20-мм пушками ШВАК рассматривался. Было бы интересно услышать комментарии опытных историков на этот счет. По совокупности всех факторов выбор был сделан в пользу прекращения производства Су-2 и массового выпуска штурмовика Ил-2. На тот момент времени и при тех обстоятельствах, подобное решение руководства страны виделось оптимальным. Но при других условиях, думаю было бы правильно, все же сохранить ограниченный выпуск самолета Су-2 в спецификации разведчика и корректировщика огня артиллерии.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://allaces.ru, https://aviarestorer.ru/, https://waralbum.ru/, http://авиару.рф/, http://ava.org.ru, https://pamyat-naroda.ru, http://warwall.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга Документальное изложение истории самолета АНТ-51, книга Самолетостроение в СССР с 1917 по 1945 годы. Издательство ЦАГИ, книга Временное техническое описание самолета ББ-1 с двигателем М-88, книга Д. Б. Хазанов. Су-2 принимает бой, Краткие указания по монтажу аэрофотоаппаратах на самолетах 1942 год, Журнал боевых действий 43-го ББАП с августа 1941 по февраль 1942 года, Краткая история и боевой путь 43-го ББАП. 1942 год.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).