Стадо оленей в 2000 голов, с которым управляется одна семья, быт в тундре, где на десятки километров вокруг ни одной живой души. Нет водопровода, электричества, канализации, магазинов и поликлиник. И нужно постоянно переезжать с места на место, чтобы у оленей была еда.
Вы когда-нибудь жили неделю в палатке? Вот по смыслу примерно так же, только всю жизнь и с оленями. Добавим сюда ещё очень холодную зиму, недостаток дров (в тундре деревья ещё поискать надо) и короткое лето с обилием комаров и мошек.
Из подобных условий всем обычным людям захотелось бы как можно скорее сбежать в какой-нибудь комфортный город или посёлок. Но оленеводы не стремятся уезжать из тундры. Все, с кем я общалась, в один голос заявляли, что чум - это дом, и только посреди бескрайних просторов они чувствуют себя комфортно и уютно. А в городах начинают "задыхаться".
В стойбище оленеводов я приезжаю уже второй раз. Первый "визит" был зимой, и тогда я прожила с ними несколько дней. Позже я наивно полагала, что достаточно хорошо знакома с бытом и обычаями, поэтому если приеду летом, то не увижу ничего принципиально нового.
Но всё оказалось не так.
Икона в чуме
Зимой я приезжала в гости к ненцам, стойбище которых было недалеко от Надыма. И там они рассказывали о своих богах, изображения которых хранят на специальных нартах и которым поклоняются в особом семейном месте за сотню километров от стойбища. И каково же было моё удивление, когда в этой поездке я увидела в чуме икону.
На вопрос о ней хозяйка ответила только, что это икона принадлежала бабушке мужа, а кто на ней и зачем она тут, женщина не знает. При этом за чумом по-прежнему стоят нарты с богами. А женщинам запрещено проходить за печкой, там, где место для богов.
Вот таким причудливым образом две разные религии переплетаются в одном чуме.
Идеальная чистота
Боюсь даже представить, каких усилий стоит хозяйке поддерживать порядок в чуме. Но подушки и тюфяки на кровати идеально чистые, линолеум на полу вымыт, вся одежда свежая, вещи и продукты разложены по местам. Чайники, тазики, кастрюли и сковородки отчищены до блеска.
А ведь снаружи тундра, и после любого небольшого дождя почва под ногами больше напоминает болото. И вокруг ещё несколько тысяч оленей, которые тоже создают своеобразную атмосферу.
Летняя "резина"
Наверное, сейчас прозвучит немного наивно и смешно, но я как-то раньше не задумывалась, что летом по тундре ездят на нартах. Да, на тех же самых "санках", что и зимой по снегу. Оказывается, олени очень успешно тянут сани по мягкому мху.
И проходимость у нарт покруче, чем у внедорожника. Чтобы основные полозья не портились, летом на них закрепляют дополнительные планки. Тоже деревянные, но которые не жалко стачивать по камням.
А теперь только представьте, сколько усилий нужно потратить на поддержание обычного быта, который мы все воспринимаем как само собой разумеющееся?