Али Гасанов – артист в старинном смысле этого слова: человек, увлекающийся свободными искусствами. Причем «свободный» – ключевое для художника понятие. Али развивал азербайджанский перформанс, занимался скульптурой, музыкой, видео-артом. Он не любит, когда его вписывают в рамки, припечатывают определением или навязывают однозначные смыслы. Где бы ни выставлялся Али Гасанов – будь то Венецианская биеннале, квартирник или персональная выставка в музее, – он остается верен самому себе. Недаром его проекты носят многозначные имена: Vise versa («Наоборот»),Scatterheart («Щедрое сердце»), «Кафедральный шпион». Али – настоящий Homo ludens, человек играющий: шпион, провокатор, жонглер, переворачивающий смыслы. Художник, стремящийся выйти за рамки любых институций, разрушить комфортные укрытия, которые одновременно защищают и держат в плену.
«Лавашана – это азербайджанская приправа, которую готовят из кислых фруктов или ягод. Я задумал проект Lavashanalogy как не имеющий четких временных рамок и узкой темы. Он должен был соединить различные практики – игровые, перформативные, скульптуру, биоарт – все что угодно.
Своеобразной точкой отсчета стал музыкальный проект Naschkatze, организованный совместно с художником Фархадом Фарзалиевым, и большой фестиваль в Грузии, где художники со всего мира искали общие для Кавказа культурные матрицы. После него я стал работать с лавашаной как с биоматериалом: провел серию экспериментов, интерпретируя старинный рецепт. Сейчас я развиваю тему вернакулярных биоразлагаемых арт-объектов. Беру то, что было частью меня, а потом возвращаю обратно – это своего рода дань. Для меня это не просто поиск идентичности, а необходимая мера. Себя я шутливо называю кустарем – сам варю, сам строю. Мне нравится, что за этой работой не стоит никакая институция: как художник я свободен и могу развивать идею в любом направлении. Один из первых объектов – это рубашка-оберег, «вторая кожа», на которую нанесены охранные символы, как метафора незащищенности и эфемерности. Есть идея сделать игральные карты, их можно будет есть в процессе – такой эзотерический перекус. В общем, идей масса – это такая игра, где обнаруживаешь новые смыслы».
Текст: Наталия Бабинцева
Журнал "Баку"