Найти в Дзене

"Ворота Минска" - краткая история одних из самых узнаваемых минских символов и не только о них

Когда приезжаешь в  российскую столицу, например, на Киевский, Курский вокзалы, то тебя непременно встречает помимо вокзала - громаднейший торговый центр, если на Белорусский, то средневековый замок, и с недавних пор  забронзовевший Максим Горький на высоком постаменте.

Приезжая на Минский чыгуначны вакзал, любым способом - поездом ли, автобусом (лично я приехал именно им - автовокзал находится в непосредственной близости), тебя непременно встречают два брата-близнеца или, как принято говорить, «Ворота Минска», или как пишут на туристических порталах - «Врата средневекового Менска», в общем, как ни назови, это один из самых узнаваемых столичных символов. Эти самые парадные ворота начали возводиться почти сразу же после войны в период с 1947-1953 гг. Автором сие  проекта выступил ленинградский архитектор Борис Рубаненко. Архитектурный комплекс состоит из двух 11-этажных башен по углам 5-этажных домов, расположенных симметрично поперечной оси Привокзальной площади. Любопытен тот факт, что  архитектор провел историческую параллель: девять столетий назад в Минске уже были свои въездные «ворота» – две деревянные башни минского Замчища. Их остатки были обнаружены при раскопках на Немиге.

Ворота Минска
Ворота Минска

За особые заслуги квартиры здесь получали работники железной дороги, потому что именно они внесли значительный вклад в создание послевоенного облика города, железнодорожники стали заказчиками многих строений например, пятиэтажные жилые дома по улицам Бобруйской и Ульяновской с цифрами 1950, 1952, 1953 на фасадах, обозначающими год возведения, также были построены железнодорожниками.

На фасаде одной из башен расположены часы с диаметром циферблата больше 3,5 метра, а длина самой большой, минутной стрелки – 1,69 метра. Часы являются самыми большими в Белоруссии. Они были привезены в Минск из поверженной Германии в качестве трофея на эшелоне с железнодорожным оборудованием - сборка этих часов стало весьма непростой задачей для строителей.  До конца ХХ века стрелки часов заставляли двигаться шестеренки и 1,5-метровый маятник, поднимавший 300 кг груза. Теперь же стрелки движутся, благодаря электронике. На другой башне - водружён железобетонный герб Белорусской ССР, отлитый по спецзаказу. Также здания украсили бетонные скульптуры рабочего и колхозницы, инженера и солдата - все белорусского колорита, правда, к 1975 году из-за изношенности бетона и риска обрушения, фигуры демонтировали, но в 2004 году восстановили: сделали их силумина.

Герб БССР
Герб БССР
Часы на башне
Часы на башне

Привокзальная площадь была и остаётся центром притяжения в Минске. Пройдя автовокзал я попал под крыло лайнера, именно таким мне представился современный железнодорожный вокзал города Минска. На площади, несмотря на вечернее время суетливо: люди с сумками толпятся на остановке в ожидании троллейбуса, автобуса, трамвая, другая половина рванула в «подземку» по самому длинному в столице подземному переходу - 250 метров.

По сравнению с Московским метрополитеном - Минский в разы скромнее, две полноценные ветки (красная и синяя) и активно строящиеся зеленая. Станций, разумеется, тоже меньше. Долго спускаться по эскалаторам мне не приходилось (я его встретил только на пару станциях, ограничился лестницами) - все мелкого заложения, не перекопана столица вдоль и поперек. А как же понравилось опускать жетоны в проем - сразу вспоминается детство!

Привокзальная площадь  прямоугольной формы вдоль Бобруйской улицы стала формироваться в 70-е гг. XIX в., когда были построены деревянные павильоны пассажирского Виленского вокзала Либаво-Роменской железной дороги (до 1928 года Минский железнодорожный вокзал назывался именно Виленским). Выглядела площадь и тогда почти привлекательной: в центре цветочная клумба, вокруг которой было разбито трамвайное кольцо. А в начале ХХ века на площади появился памятник жертвам Курловского расстрела 1905 года, выполненный в виде массивного креста из чёрного мрамора, но он канул в небытие, после Великой Отечественной войны было принято решение его не восстанавливать. По окончании Октябрьской революции площадь носила название - "Площадь 25 октября".

Железная дорога и запуск первого поезда 14 января 1873 года стало по истине большим событием для всех минчан. Там, куда ранее жители бегали за грибами, собирали сосновые шишки теперь появились 4 платформы: по две штук пассажирских и товарных;  несколько деревянных конструкций: здание вокзала, поликлиника и другие.  Пассажирам, правда, приходилось ожидать поезда не в самых комфортных условиях: внутри здания было темно и сыро. К счастью, уже в 1890 году на месте деревянных сооружений появился «теремок»: два двухэтажных корпуса с башенками, соединённые одноэтажной каменной галереей, украшала узорчатая кладка из красного кирпича. Увы, оккупация Минска немцами в 1918 году, а затем белополяками в 1919-1920 годах нанесли зданию внушительный урон, его просто-напросто сожгли, правда, вскоре реконструировали, над входом появилась надпись: «МЕНСК». Вскоре поток пассажирский настолько увеличился, что возникла необходимость в реконструкции вокзала, и в 1940 году его преобразили. Вокзал стал просторнее, от башенок ничего не осталось, зато появился строгий фасад в духе неоклассицизма. Но вновь началась война - от него остались только стены. Новый появился в 1955 году - сейчас он известен как пригородные билетные кассы.

Тот, в который сейчас является самым большим в Беларуси и одним из самых комфортабельных европейских вокзалов.

На этом я завершаю свой очерк.

Подписывайтесь на мой канал.

Спасибо, что дочитали до конца. Я буду стараться и дальше вас радовать и совершенствоваться.

Кстати, у меня еще имеются посты о Белорусских городах. Ниже ссылки:

Орша (часть первая), Орша (часть вторая)

Могилев (главная площадь), Могилев (достопримечательности), Могилев (краткая история)

Буйничи, Брест, Брест (про фонари), Брест (нетуристический), Брестская Крепость