Всем салют! Продолжим наш большой маршрут по степному Алтаю!
..В прошлой статье я писал о дороге от Камня-на-Оби до Хабары, а сегодня я расскажу о следующей моей остановке- это село Гальбштадт, Немецкого Национального района Алтайского края!
..Скажу честно- посетить этот район я мечтал давно- еще во времена моей учебы в Барнауле, когда со мной, в паралельной группе училась сокурсница, и она была родом именно с этого района и этого села. В ходе общения я узнавал, что в этом селе, да и самом районе, живут этнические немцы, приехавшие жить на Алтай еще в 20-х годах прошлого века.
Что это село очень аккуратное, чистое, и там очень часто говорят по-немецки..
Короче, хотелось посмотреть на ее родину тогда, но в то время у меня не было возможности приехать и я надолго про него забыл..
..Но вот время пришло и я еду.. Пост немаленький, так что терпения!
...После Хабаров дорога пошла похуже, хотя ехать можно вполне комфортно
Я торопился, хотя понимал, что все за сегодня посмотреть не получится, и я вернусь завтра сюда снова.. А вот и Немецкий национальный район!
..В Гальбштадт я заехал скоро. Ну привет, Гальбштадт!
Что отметил сразу- очень широкая улица! Прямо очень широкая. Я поехал по ней, глядя по сторонам. Был уже вечер, и я понимал, что посетить что-либо нужно днем. Поэтому я сделаю обзор, соединив фото вечера одного дня со следующем, когда я вернулся с ночевки.
Итак, Гальбштадт.
В переводе с немецкого - Полугород, по-нашему говоря - Посёлок. Это не слишком большое село (1,8 тыс. жителей) - центр Немецкого национального района, где немцы по сей день составляют около трети населения.
Об этом селе говорили разное- и вроде сейчас там нет немцев! И нет теперь там немецкого порядка, когда после прогона скота по дороге следом ехала машина и чистила напором воды их кал...
Само сочетание "немцы в Сибири" вызывает ассоциации с тяжёлым стуком в дверь, лаем собак, лязгом теплушки, везущей людей на Восток сквозь пургу и мороз. Не секрет, что к концу 1980-х годов из 2,2 миллионов российских немцев большинство жило в Западной Сибири и Северном Казахстане, и попали они туда не по своей воле: одних немцев повезли на восток в теплушках, когда другие ехали с запада на танках, и советская власть меньше всего на свете хотела знать, что будет, если они встретятся.
Но история Немецкой Сибири началась за полвека до депортации: хотя волны немецких колонистов перестали прибывать в Россию с 1870-х годов, когда Германия наконец объединилась и стала обзаводиться заморскими колониями, на старых местах всё большему числу колонистов делалось тесно. И вот, в 1891 году первая семья Шнайдеров из Поволжья остановила свою подводу со скрабом у соснового колка в Кулундинской степи - так появилось первое в этих краях, но вряд ли первое в Сибири немецкое село Подсосново. Оно сделалось своеобразной точкой концентрации будущего Немецкого района, куда в 1907-10 годах по "столыпинской" программе устремились десятки семей переселенцев.
Они ехали уже не с Волги, а с Южной Украины и Северного Кавказа, и были это немцы особой породы-меннониты.
К 1910 году в будущем Немецком районе было 57 поселений, в основном хуторов, в 1960-х годах укрупнённых 13 сел. И первым центром этой округи был вовсе не Гальбштадт, а соседнее Орлово (название - на немецкий манер, с ударением на первом слоге!). В конце лета 1909 года меннонитские колонисты впервые на новом месте проводили большой праздник сбора урожая, на котором при всём народе и губернском начальстве идею создания волости поднял Яков Реймер с хутора Шензее. Идея пришлась ко двору, год ходила по инстанциям, и наконец в 1910-м Яков Реймер стал первым старостой Орловской волости Барнаульского уезда Томской губернии. В том же году "мужицкий рай" почтил визитом сам Пётр Столыпин, и Реймер соорудил памятник в честь его приезда, да передал высокому гостю нужды колонистов - поля возделаны, урожая немерено, теперь сюда бы ещё железную дорогу провести, а то на подводах в Камень-на-Оби пока довезёшь - так пол-урожая сгниёт. Столыпин просьбе Реймера внял, основал Славгород, а к 1917 году и железную дорогу сюда дотянули. Памятник в Орлове стоит до сих пор, являясь главным объектом культурного наследия в районе, но история его оказалась весьма не линейной: в Гражданскую с него был сбит двуглавый орёл и стёсан текст про того, кого новая власть прозвала "вешателем", а сам обелиск из серого мрамора увезли в соседний район, в деревню Усть-Суетка (позже Ильичёво), "переделав" в монумент Красным Партизанам.
Чуть позже памятник в Орлово восстановили, благодаря Ивану Беккеру- главному врачу Рубцовской центральной больницы, который для Усть-Суетки за свой счёт изготовил копию памятника, а подлинник вернув в Орлово!
..И глядя на здешние сёла, легко подумать, что немцы преобладают здесь до сих пор. Широкие чистые улицы в аллеях роскошных деревьев; добротные каменные дома, прозрачные изгороди по пояс вместо привычных русских глухих заборов, а за изгородями - лужайки, цветы, скульптуры... Здешние сёла в разные годы по очереди считались лучшими во всём Алтайском крае. И это особенно странно, учитывая, что немецкой речи здесь давно не услышишь, население района сократилось до 16 тысяч человек, и немцев из них даже по статистике менее 30%. Если первыми главами района были люди с немецкими фамилиями, то в последние годы и на эту роль немца уже не нашлось. Но, видать, "так тут заведено!" - после смены населения, если она была небыстрой, уклад часто живёт ещё 1-2 поколения.
В этом селе есть объездная дорога. Местные немцы обижаются, когда их спрашивают про войну, и у многих есть ошибочное суждение, что здесь живут именно "потомки военнопленных", однако это не так. Предки их полтысячи лет не брались за оружие и в этот край пришли добровольно и первыми задолго до войны.
...Посмотрим село! совсем не сельского вида площадь, перед администрацией, где более всего запомнились стенды о районе да псевдоготическое здание гостиницы:
Многоквартирное жилье тут тоже " немецкое". За всю поездку я такие вижу впервые:
В конце улицы обнаружился храм, и я долго гадал, церковь это или кирха - в архитектуре явный налёт романского стиля. На самом деле всё-таки церковь Дионисия Ареопагита:
Гальбштадт мне понравился. Все строилось здесь на помощь ФРГ. Вопросов у меня было еще много- улица была пустынна, людей я практически не видел.
Я шел дальше. Первомайская улица. Памятник жертвам Репрессий:
Баухауз. Строительно-хозяйственный магазин на главной улице
..Социальные объекты солидны, вот поликлиника с колоннами тоже наверное не обошлась без помощи ФРГ. Гальбштадт, конечно, выделялся над окрестностями в 1990-х - говорят, у местного здравоохранения тогда были серьёзные проблемы - отсутствие запчастей к новейшему немецкому рентгенаппарату ,и качественного дизтоплива для немецких машин скорой помощи- вот такие дела..
..Я хотел попасть в Музей Немецкой культуры. Он находится на ул. Клубная 4. Рядом был обелиск Славы. Я уже упоминал- здешних немцев на войну с другими не посылали
Музей истории Немецкого района и Немецкой культуры.
Сам музей небольшой- всего две комнаты, пара сотрудниц. Вещи тут лежат плотно, из-за недостатка места.
Вот предметы немецкого быта и народного искусства - кружевные скатерти, вышитые платки и ковры... Свои ковры немцы тут стали вешать на стены, подсмотрев этот метод утепления жилищ у казахов. Здесь же - мягкая мебель, буфеты и комоды, швейные машинки, детские коляски (причём левая, скорее всего, была сюда привезена из Поволжья - лоза другая, неместная)... всё это было в немецких крестьянских домах, когда в соседних русских сёлах крестьяне ещё довольствовали лавками, сундуками, прялками и зыбками. Невероятно!..
Характерный атрибут немецких домов - шпрухи ("изречения"), то есть вышитые картины и аппликации с библейскими цитатами:
Костюмы для праздников:
Башмаки с деревянной подошвой и колодки сапожников:
Немецкие маслобойки (с ручкой и подобием водяного колеса внутри), среди которых затесалась одна русская (бочонок с пестом); справа, на кружевном платочке - коробочка для масла, крышка которой обычно содержала ещё и хозяйское клеймо. А нечто похожее на весы - это колбасная мясорубка, на носик которой надевалась кишка, куда выдавливался фарш:
А вот посредине немецкие коромысла, каждое из которых вырезалось "по мерке", под конкретные плечи... Да, не зря немцев приглашали в Россию и терпели их взгляд на "Иванов" свысока - нам было, чему у них поучиться.
..В целом же музеи в Немецком районе есть буквально в каждом селе, и как я понял, Гальбштадт - не лучшее место для знакомства с районом. Сотрудницы музея советовали мне съездить в Орлово, Подсосново, Протасово, хотя бы в Гришковку, что на полпути в Славгород, до музея дойти... Но если Гришковка и Орлово хоть стоят на трассе Славгород-Новосибирск, то Подсосново и Протасово - в глуши просёлочных дорог, и там уже вопрос проезда к ним.. Это все клево, однако еще вот времени бы побольше...
..Мне понравилось это небольшое "немецкое" село. Было очень приятно походить по его широким улицам, посмотреть музей, почитать вывески на немецком.. За всю поездку это было самое необычный населенный пункт в плане его внешнего вида, ну и не только..
Сейчас на всём постсоветском пространстве немцев осталось примерно пол-миллиона, но в России этот народ по-прежнему одного порядка с коми, якутами или марийцами, да и живут они весьма компактно в областях на юге Западной Сибири (по 50 тысяч в Алтайском крае и Омской области, чуть меньше - в Тюменской, Новосибирской и Кемеровской). Однако дело в том, что уехало именно ядро Russlanddeutsche - те, кто вопреки всем перепитиям говорил и думал на немецком, а Богу служил по протестансткому канону. У большинства оставшихся из немецкого только фамилия, и я не знаю, где ещё, кроме Гальбштадта, можно увидеть хоть самую бледную тень былого.
Вот такой был Гальбштадт! Благодарю всех, кто дочитал этот пост до конца! Подписывайтесь, если интересно! Рад всем!
..Далее я ехал в Славгород и Яровое. Скоро посты об этих местах я выложу на канале, и на этом закончится первая часть моей поездки по Алтайскому краю! Далее я уеду домой, а скоро я поеду дальше, смотреть и снимать южные районы Алтая... в общем, терпения!