Найти тему

«Скоро в школу или психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Оглавление

Родители сегодня уделяют много времени подготовке к школе: учат читать, считать и писать с трёх лет, а когда ребёнок осваивает эти навыки, считают, что он готов к школе — ведь он всё умеет!

И каждый родитель, когда ребенок идет в первый класс, с надеждой думает, что в школе все у него будет хорошо.

И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и ребенок уже без особой охоты собирается утром в школу, не хочет учиться, из школы приходит скучный и напряженный или устраивает истерики.

В чем кроется причина и что делать бедным родителям, рассказала специалист по социальной работе семейного центра «Зюзино» Наталья Филатова.

Не справляется с учебной программой, психологически не готов к школе!

В Семейный центр «Зюзино» обратилась Евгения, мама первоклассника Матвея, мальчик пошел в первый класс в 6 лет 9 месяцев.

Многие родители усиленно готовят ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах, таким образом, к семилетнему возрасту ребенок уже умеет читать, писать и решать примеры, следовательно, он полностью готов к школьному обучению, уверенны многие родители, в том числе уверена была и Евгения.

« Мы усиленно готовились к школе, даже ходили в несколько подготовительных групп. Но, проучившись несколько месяцев в 1 классе, уроки в школе стали для Матвея неинтересны, учителя он не слушает, смотрит в окно или рисует на парте. Через три месяца мне сказали, что ребенок не справляется с учебной программой, что он психологически не готов к школе. В чем же дело? Ведь они так усиленно готовились к школе! Что делать в подобной ситуации? – говорит и спрашивает Евгения.

Психологически готовый ребенок к обучению в школе, какой он?

1. Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний, которым мы успели «наполнить» ребёнка перед школой.

У ребенка должен быть сформирован познавательный интерес, ему должно быть интересно учиться, узнавать новое.

Учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, ученик должен выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. Если ребенок понимает, что он ученик, хочет учиться, позитивно относится к школе, знает обязанности ученика, старается хорошо их выполнять, то он быстро выйдет на нужный учебный уровень.

Если мотивация его слаба, ему будет намного сложнее.

2. Произвольность поведения– необходимое условие успешного обучения в школе.

С первых дней обучения в школе ученику предъявляются разнообразные требования: он должен спокойно сидеть на уроке, внимательно слушать учителя, воспринимать учебный материал, контролировать проявление собственных эмоций и желаний.

Если произвольное поведение у ребенка не сформировано, то можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряда серьезных трудностей.

3. Интеллектуальная готовность к школе заключается не столько в количественном запасе представлений, сформированных определенных знаний и представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, в качественных особенностях детского мышления. Значит, ученик должен иметь способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты, выделять существенные признаки, делать выводы.

-2

Следуйте нескольким несложным правилам:

1. Развивайте в детях познавательный интерес, мотивируйте ребенка на получение новых знаний.

2. Вырабатывайте у дошкольников способность преодолевать трудности и завершать любое начатое дело.

3. Развивайте в детях способность анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Читайте ребенку книги, а затем просите, чтобы он рассказал вам то, о чем вы прочитали.

4. Учите детей грамотно строить предложение и отстаивать свою точку зрения.

5. Обязательно создайте условия общения ребенка со сверстниками: на детской площадке, в детском саду, в различных кружках.

6. Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить!

-3

Евгении были предложены индивидуальные консультации, а Матвею индивидуальные занятия по развитию памяти и внимания, усидчивости, логического мышления и фантазии, фонематического слуха. В результате которых удалось установить причину возникших трудностей Матвея в обучении в школе.

Как оказалось, Матвей имел определенные знания, в этом ему очень хорошо помогала мама, они посещали несколько развивающих центров, студий знаний, где мальчика научили читать и считать, и даже писать!

Однако у мальчика были сложности с концентрацией внимания, возникала рассеянность, суетливость. Неспособность произвольной регуляции поведения,

низкий уровень развития произвольного внимания, воли, коммуникативные трудности, сложности привыкания к классному коллективу.

Маму Евгению познакомили с психологическими проблемами первоклассников, предложили практические советы и рекомендации по преодолению трудностей.

Она скорректировала режим дня ребенка, распорядок выполнения уроков и времени отдыха, стала учить Матвея самостоятельности, анализу своей работы, уделяла внимание развитию навыков общения.

В процессе такой работы улучшились и семейные отношения: семья стала часто вечером собираться вместе за обсуждением интересной книги или кинофильма, за совместной игрой в настольные игры.

На любом этапе школьной жизни ученик может столкнуться с трудностями, а особенно первоклассники, главное для родителей вовремя их заметить, не отвернуться, не показать своего недовольства и огорчения, а помочь ребенку преодолеть их!

В помощь родителям и детям придут психологи и педагоги Семейного Центра, обращайтесь к ним, и они вам обязательно помогут!