Пол, залитый корвалолом, уютный унитаз и два алабая при входе: старший эксперт офиса Vysotsky Estate в Тушино Вячеслав Колядин рассказывает, как причиной отсутствия покупателей может стать странное поведение собственника, и приводит самые дикие примеры из своей практики.
1. Липкая квартира
Всё началось с того, что агент продавца на показ вообще не приехала, так что квартиру показывала сама собственница — бабушка лет 70-75. Уже на пороге квартиры я почувствовал едкий запах какого-то лекарства: то ли корвалола, то ли валидола. Собственница сказала, что прямо перед моим приходом разлила лекарство. Ну разлила и разлила — с кем не бывает? Но дальше интереснее.
Стены в ванной комнате были вымазаны лаком для ногтей, а полы на кухне были настолько грязными и липкими, что как только я наступил, одна из бахил приклеилась к полу. Да так сильно, что было сложно её оторвать. К грязным полам и кухонным поверхностям прилипли пух и волосы. Было ощущение, что уборки эта квартира не видела несколько лет.
Всё это можно было бы списать на то, что бабушка уже в возрасте и ей тяжело поддерживать порядок. Но она жила не одна, а со своей внучкой 18-20 лет. На протяжении всего времени, пока я находился в квартире, она играла в компьютер и абсолютно ни на что не реагировала.
История приобретения квартиры и цель продажи тоже были не совсем обычными. Эту квартиру бабушка купила два года назад на деньги, вырученные от продажи своей 3-комнатной квартиры. Как она сказала, нужны были деньги. Теперь она продаёт 2-комнатную, чтобы купить 1-комнатную. Опять понадобились деньги. Судя по всему, мама и отец внучки с ними не проживают, и бабушка наотрез отказалась разговаривать о них.
Да, цель продажи есть. Но только понимания, как это делать правильно, нет. Показывать квартиру в таком виде нельзя абсолютно точно, поскольку никаких чувств, кроме брезгливости, она не вызывает.
С момента этой встречи до момента написания статьи прошло около полугода, но эта квартира до сих пор висит на порталах о продаже недвижимости, хотя заявленная стоимость плюс минус в рынке.
2. Как в фильме ужасов
Ещё один собственник, с которым мне доводилось общаться, пытался продать квартиру, похожую на землянку. Засаленная ванна, сломанный унитаз, висящие на уровне глаз электрические провода, полное отсутствие освещения, вещи в узелках по углам, грязь и зловоние — так себе зрелище.
Ремонта эта квартира не видела, скорее всего, с момента постройки этого дома, а это более 50 лет. Сам собственник довольно старенький. На вид — ближе к 80, и ощущения адекватности от него не было никакой: рваная одежда, запах, грязные ногти. А цель продажи — пожертвовать деньги церкви. Это всё, что нужно знать об этом объекте.
3. У — Уют
Если первые две истории можно списать на возраст (старость не радость), то чем объяснить чудачества молодых — не всегда понятно.
Расскажу историю. При первичном осмотре квартиры всё показалось вполне обычным. В квартире была сделана небольшая перепланировка, но, на мой взгляд, довольно удачная. В большой комнате вдоль одной стены из гипсокартона возвели ещё одну, организовав гардеробную. Дальше мы пошли смотреть санузел. И тут собственника переполняла гордость:
«Здесь за счёт коридора мы увеличили санузел на 10 см. Вы только посмотрите, как тут стало уютно! Зайдите в туалет, сядьте на унитаз и закройте дверь изнутри. Почувствуйте, как тут комфортно!»
На секунду я представил, как пришёл с покупателями, и продавец предложил им посидеть в туалете. Как бы они на это отреагировали?
С клиентами мы всегда проводим инструктаж о том, как себя вести на просмотрах/показах, на какие темы говорить, а на какие — нельзя. И большинство из них нам всё-таки доверяют, прислушиваются к рекомендациям и очень стараются их выполнять.
4. Контактный зоопарк
Не меньше хлопот доставляют любители животных. Я и сам люблю животных: у родителей за городом живут кошки и собаки, а в моей квартире — только бурундук, который практически не пахнет, да и проблем особых не доставляет. Ну… Почти.
Но пришлось иметь дело с клиентами, у которых в квартире, помимо трёх малолетних детей, проживали два алабая, собака поменьше, три кошки, два африканский ёжика и шиншилла. Дискомфорт испытывали как сами собственники, так и их соседи, с которыми периодически приходилось конфликтовать. Квартиру собственники не могли продать в течение восьми месяцев, пока наконец не прислушались к нашим рекомендациям: каждый раз перед открытым показом они проводили генеральную уборку в квартире, а сами на время показа уходили гулять всей большой семьёй и животными. Их пример можно считать положительным.
5. В нашем доме поселился...
Был ещё интересный случай. Собственница приобрела квартиру очень давно. Дом спроектирован таким образом, что у двух соседних квартир лоджия была практически общая. Разделена она была только тоненькой перегородкой. После приобретения квартиры некоторое время в ней никто не проживал. В тот же момент соседу показалось, что его части лоджии ему маловато. Он снёс тонкую перегородку и возвёл капитальную, оттяпав больше половины чужой лоджии. Да таким образом, что, заходя на эту часть лоджии, он совершенно спокойно мог заглядывать в соседскую квартиру.
Заехав в квартиру, собственница никак не отреагировала на эти действия соседа, так как просто не захотела с ним ругаться. А спустя продолжительное время возникла необходимость в продаже квартиры. Причём времени прошло так много, что сама собственница уже и забыла об этом балконе. Как будто так и должно быть. Только вот покупателей такая ситуация не устраивала. Желающих купить квартиру, на балконе которой тусуется чужой мужик, не было, ведь тогда бремя решения этой конфликтной ситуации ложилось бы на новых собственников.
6. Чтобы никто не знал
Некоторые собственники хотят продать квартиру, но при этом категорически против размещения её на порталах о недвижимости и использования любой локальной рекламы: баннеры, расклейка в районе и прочее. Они хотят продать задорого и без проведения показов. Наслушавшись сказок от псевдоагентов о каких-то закрытых базах, они свято верят в то, что покупатель каким-то таинственным образом узнает об их прекрасной квартире и захочет купить её, не глядя, за бешеные «тыщи».
7. Это ж опыт
Странными бывают не только собственники, но и агенты. Учитывая отсутствие в нашей стране какой-либо аттестации и лицензирования агентской деятельности, каждый, кто когда-то сдавал свою квартиру в аренду или продавал гараж, может назвать себя риелтором.
Один из недавних случаев произошёл с агентом «Я-ж-25-лет-на-рынке». Тогда я выступал в качестве агента продавца. На показ тот агент так и не приехал. Его клиент-покупатель на показ пришёл последним, и после завершения показа мы вместе с ним пошли до метро. Покупатель рассказал, что у них уже несколько раз срывалась сделка, поскольку продавцы возвращали аванс. Тогда я не придал этому значения. Всякое бывает. Но когда они остановили выбор на нашей квартире и приехали на аванс, я понял, в чём дело. Несмотря на то, что агент бил себя в грудь, утверждая, что он очень опытный и на рынке недвижимости более 25 лет, было невооруженным глазом видно, что последняя сделка у него была как раз 25 лет назад: он требовал документы по квартире, которых не выдают с прошлого века, не знал о существовании электронной регистрации, а в авансовом соглашении проверял только расстановку запятых.
А была ещё агент, которая безумно боялась излучений от мобильных телефонов, и, если у кого-либо из присутствующих рядом звонил телефон, её моментально словно отбрасывало на несколько метров.
Такие истории случаются с завидной регулярностью, поэтому с годами уже начинаешь относиться к этому проще и ничему особо не удивляться.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Понравилась статья — ставьте лайк.
Есть что добавить — пишите комментарии.