Замужем Людмила была лишь однажды, зато удачно – муж Игорь был толковым парнем и сделал то, что нужно мужику: построил дом, посадил дерево, вырастил сына. Ну а если точнее – он посадил три дерева: две яблони и грушу, а сына Васю вырастил лишь до его десятилетия. Дальше не мог – другая женщина завлекла и утащила из семьи. И все же, Игорь поступил по-мужски – все оставил бывшей семье: построенный загородный дом, всю мебель и технику, взял с собой только свою одежду и бритвенные принадлежности. Не стал делить и истерить как баба над каждой ложкой.
Дом хороший, со всеми удобствами, с газом, с тремя комнатами, 10 минут автобусом до города, где школа и Людмилина работа. Игорь у них не появлялся, лишь изредка подкидывал денежку тайком от новой жены. Люда и не жаловалась – на жизнь ей с сыном хватало, а на алименты она не подавала – все по-честному же, дом оставил. Люда вообще – дама справедливая, ей лишнего не надо!
Главное – есть Васенька. Для него все – овощи в теплице, компоты и соки со своих деревьев. Только Васька рос капризным, потому что обласканным всепрощающей матерью. Хулиганил он много, с дурной компанией тоже связывался, были приводы в полицию. Соседи жалели Люду:
- Даст этот Вася ей еще угля – хоть мелкого, но много. Что же она его так балует? Только армия его исправит.
Призыв в армию для Людмилы была настоящей трагедией! Ну куда ее маленького Ваську забирают, он же такой беззащитный? Были попытки подкупить врача во время комиссии – облом. Искала нужных людей, чтобы сыночка призвали ближе к дому, но тоже промах, и уехал тогда Вася в очень дальний гарнизон, где связь-то не всегда ловила. Вася стал писать маме письма – такие, простые, в конвертах. Люда зачитывала их соседям:
- Дорогая мамочка! – тут Люда обязательно всплакнет. – У меня все хорошо, служба идет нормально. Я очень виноват перед тобой – часто хулиганил, расстраивал тебя. Прости меня! Я так скучаю без дома, без твоих компотов, варений и других вкусняшек, которые ты готовишь.
После прочтения Люда сразу бросалась собирать сыну очередную посылку. А в свой отпуск она собрала много сумок и поехала в далекий гарнизон. Вернулась слегка обескураженная: Васенька решил остаться на сверхсрочную службу, и виной всему девушка, дочь прапорщика. Она звала их к себе жить, но будущая сноха оказалась своенравной, не захотела уезжать от родителей.
На свадьбу Люда не могла поехать – просто сняла все сбережения и отослала молодым. Но вскоре Васенька позвонил, и сказал, что разрывает контракт, едет домой со своей женой, так как она беременна, а рожать в трущобах она не хочет.
- Вась, а как же ее родители? Ведь Лена не хотела уезжать от них.
-Скоро тестю на пенсию, они тоже переедут в наш город.
Ну что ж, надо ждать семью домой. Неделю Люда приводила дом до ума, даже фасад был выкрашен. Приехал Васенька со своей женой Леночкой. Сноха скривилась от увиденного:
- Это что – дом как в деревне? Я думала у вас современный коттедж или что-то в этом духе! Фу, огороды! Ну теплица, какая разница, все равно грядки! Я тут копаться не буду!
Да никто ее и не заставлял! Люда сама рада там что-то высаживать и кормить родных. Лена ходила с тоскливым видом, ей ничего не нравилось, яблоки для нее кислые, груши – вязкие. И вообще – зачем терпеть теплицу сбоку дома, если можно там сделать красивый ландшафтный дизайн?! Овощи ведь и в магазине можно купить.
Соседи Васю не узнавали: из капризного и хулиганистого пацана он превратился в подкаблучника, и все же одно другого не лучше – страдала Люба. Она со слезами на глазах смотрела как сносят ее любимую тепличку: ну сыночек ведь так захотел! Правда никакого дизайна из этого не получилось – просто трава со скамейкой, столик и мангал.
А потом приехали родители Лены – Олег Иванович и Анна Николаевна. Они решили «на время» остановиться в доме Люды, пока не подыщут жилье, не возьмут ипотеку (не хватает им на нормальное жилье денег). Только вот они не спешили это делать – ну как же, их дочь вот-вот родит, в доме 3 комнаты, всем все хватает. Хваткая Анна Николаевна как-то сразу отодвинула от домашних дел Людмилу под видом благодетельницы – мол, зачем же напрягать рабочего человека?! Только вот все в доме было переиначено – от занавесок до обстановки: не нравилось новой хозяйке, как «по-деревенски» жила Людмила.
Олег Иванович тоже старался как мог: спилил три фруктовых дерева, пока Люда была на работе. Слезы Люды всех шокировали: что ж реветь, если давно было надо убрать эту кислятину. И вообще – участок нужно выровнять и сделать для ребенка игровую площадку. Тем более внуку уже родился, дрыгает ножками в кроватке. Да и молодые родители не собираются на этом останавливаться – хотят тут же родить второго.
Людмила робко пыталась противостоять всему, что твориться в ее доме, но не в ее характере напирать. Тем более Вася, почти под гипнозом родителей Лены запел такую песню:
- Мам, ну ведь это нормально – что в доме хозяином становится взрослый сын. Ну вот я так распоряжаюсь – как и что делать. А теща с тестем хорошо со всем справляются, я рад. Они пенсионеры, дома могут с ребенком посидеть, а ты работаешь. Видишь, тебе даже в город каждый день надо ездить, рано вставать, поздно приезжать. Представляю, как тебе неудобно! Мам, у Олега Ивановича есть сбережения, еще доложим, может давай возьмем тебе квартиру в городе? Ну что тебе мотаться все время туда-сюда? Лена опять беременна, будут дети орать, спать тебе не давать. Да и вообще, тесно у нас стало – всего-то три комнаты!
Конечно же, слова сына больно ранили Людмилу. Но с другой стороны – ее дом превратили в черт знает что, а сад с огородом вообще с землей сравняли. Ну что было делать? Пусть ищут ей жилье. Нашли, конечно – крошечную малосемейку в 26 кв.м. Людмила переехала. А соседи стали наблюдать, как всем командует Анна Ивановна зычным голосом, бегает с лопатой ее муж, стараясь построить дурацкий ландшафтный дизайн из ничего. Вася затюкан семьей и детьми, в гонках за большой деньгой. А Людмила? А что она? В гости ее не зовут – места мало, и по той же причине внуков не отвозят: куда их в тесноту. «Ну вроде как справедливо!» - говорит всем Людмила. А где она видит эту справедливость?