За последние несколько лет практически все крупные сети магазинов перешли с простых скидочных карт на программы лояльности. Они позволяют покупателю делать необходимые покупки чуть выгоднее. А магазинам – сделать так, чтобы клиент тратил деньги у них, а не у конкурентов.
С магазинами все понятно. А как покупателю выбрать самую выгодную и удобную программу лояльности из существующего многообразия, разбираемся в нашем материале.
Баллы вместо прямой скидки
Первые карты супермаркетов, когда они только появились в России, чаще всего давали простую скидку. Но по мере развития рынка ритейлеры стали отказываться от скидок и отдавать предпочтение баллам и бонусам. Скидки понятнее покупателю, но более затратны для ритейлера. А бонусы меньше влияют на бюджет компаний.
Бонусы или баллы – поощрение, которое покупатели получают за покупки, своего рода кэшбэк. Они начисляются на карту лояльности или виртуальный бонусный счет. Обычно бонусы представляют собой процент от общей суммы чека или цены конкретного товара, который возвращается покупателю. Все продуктовые сети и сервисы считают баллы по-разному, и не всегда правила программ лояльности просты.
Программа лояльности «Магнита»
Регистрация. Чтобы начать копить бонусы и получить доступ к программе лояльности «Магнита», нужно оформить виртуальную карту бесплатно через мобильное приложение или получить пластиковую на кассе магазина за 9 руб.
«Магнит» разрешает использовать свою карту во всех магазинах сети («Магнит у дома», гипермаркеты «Магнит Экстра», «Магнит Косметик», «Магнит Аптека» и супермаркеты «Магнит Семейный»).
Как начисляют бонусы. Система поощрений трехуровневая. В первый месяц пользования картой покупателю начисляется 0,5% от каждой покупки. А потом 0,5, 1 или 2% покупки начисляется в зависимости от суммы покупок за предыдущий месяц. Например, если вы потратили до 5000 руб. или приобрели менее 50 разных товаров, то вам начисляются все те же 0,5%. А если сумма покупок превысила 10 000 руб. или вы купили более 100 разных товаров, то в следующем месяце за каждую покупку будет начисляться 2% от чека.
Как еще накопить баллы. У программы лояльности «Магнита» есть партнеры. Когда человек покупает товары и услуги на их сайтах, делает заказ в ресторане и пр., он тоже зарабатывает бонусы. Для этого участник программы должен перейти на страницу партнера по ссылке с сайта «Магнита» и ввести номер карты в специальном окне или показать ее на кассе при оплате офлайн-покупки. Среди партнеров – магазины электроники и бытовых товаров, маркетплейсы, кафе и рестораны, сети клиник и медицинских лабораторий, туроператоры, интернет-школы и многие другие.
Как потратить бонусы. Один накопленный балл эквивалентен 1 руб. Бонусами можно оплатить до 100% покупки. Это редкость среди ритейлеров. Обычно баллами можно оплатить только ее часть. Максимум – половину.
Единственный нюанс – накопить или списать баллы можно только пять раз в день. Если не пользоваться картой год, накопленные бонусы автоматически сгорают.
Три карты и подписка от X5
У X5 Group для каждой ее сети – «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели» – есть своя программа лояльности. Плюс к этому ритейлер тестирует подписку на свои сервисы «Пакет». Карту «Карусели» мы в этом обзоре не рассматриваем, так как ритейлер постепенно или закрывает такие магазины, или переводит их под вывеску «Перекрестка».
«Выручай-карта» от «Пятерочки»
Регистрация. «Выручай-карту» можно оформить бесплатно в приложении «Пятерочки» или купить на кассе магазина за 9,99 руб.
Как начисляют бонусы. Всем пользователям доступен базовый кэшбэк – 0,5% от суммы чека. Чем больше покупатель тратит, тем больше он получает бонусов. Например, если он совершит покупку от 1 руб., то сможет получать кэшбэк в 10% на товары одной товарной категории – например, на молочную продукцию. Категорию пользователь может выбрать из предложенного приложением списка раз в месяц.
Потратив от 1000 руб. за месяц, покупатель получит повышенный кэшбэк на две категории – в 10 и 2%. Покупки на 3000 руб. в месяц дадут кэшбэк на три выбранные категории – в 10 и 3% и т. д.
Как потратить бонусы. X5 менее щедрая: 10 бонусов при списании равны 1 руб. Бонусами можно оплатить до 100% чека. Но у них есть срок годности – баллы сгорают через год с момента начисления.
Карта «Клуба Перекресток»
(работает и в гипермаркетах «Карусель»)
Регистрация. Кроме вышеупомянутых способов участники программы этой сети также могут выпустить карту через приложение для хранения дисконтных и банковских карт «Кошелек» и агрегатор скидок и акций торговых сетей «Едадил».
Как начисляют бонусы. Участникам программы базово начисляется по одному баллу за каждые 10 руб. в чеке. Баллы начисляются только за пять покупок в день.
Покупатели также могут получить кэшбэк на любимый продукт, который можно выбрать в приложении «Перекресток», на сайте интернет-магазина «Перекресток Впрок» или через чат-бот в Telegram.
Как потратить бонусы. Как и в «Пятерочке», 10 баллов эквиваленты 1 руб.
Баллы можно списать при оплате покупки на кассах магазинов «Перекресток» или онлайн в «Перекрестке Впрок». Баллы сгорают через полгода после их начисления на карту.
Подписка на сервисы X5 – «Пакет»
«Пакет» – проект единой подписки на все сервисы от X5. Пока она работает в тестовом режиме в некоторых регионах России и стоит от 199 до 499 руб. в месяц.
Что в нее входит:
- скидка 10% на покупки в магазинах «Перекресток». Она суммируется с бонусами по карте «Клуба Перекресток»;
- 20%-ная скидка на выпечку в «Перекрестке»;
- одна бесплатная чашка кофе или чая в день в кафе «Перекрестка» за покупку от 2 руб.;
- скидка 10% в онлайн-гипермаркете «Перекресток Впрок»;
- пять бесплатных экспресс-доставок из «Перекрестка Впрок»;
- бесплатная доставка от принадлежащего X5 сервиса «Около» – объединяет доставку из «Пятерочек», «Перекрестков» и ресторанов;
- 5% кэшбэка в принадлежащем X5 сервисе доставки готовой еды «Много лосося» при заказе от 600 руб.
Подписчикам также доступны предложения от партнеров X5. В «Пакете» пока немного предложений:
- бесплатная подписка на медиасервис Megogo;
- скидка 10% на абонентскую плату «Билайна» каждый месяц;
- двойные бонусы на топливо на заправках «Газпром нефть»;
- 3%-ная скидка на покупки в интернет-аптеке apteka.ru;
- скидка 7% на заказы на маркетплейсе Joom (пять раз в месяц).
Если пользователя не устраивает вариант со скидками, то X5 предлагает заменить их в «Перекрестке» и «Перекрестке Впрок» на кэшбэк.
«Давайте дружить» со «Вкусвиллом»
Регистрация. Процесс регистрации стандартный. Карту «Давайте дружить» можно получить на кассе, в приложении и на сайте сети или через «Едадил» и «Кошелек», во всех случаях – бесплатно.
Как начисляют бонусы
У «Вкусвилла» есть эквивалент многоуровневой программы лояльности под названием «Разнообразное питание». За нее пользователь может получить скидку на покупки в течение следующего месяца в размере 3, 5, 8 и 10%. Для этого нужно нажать кнопку «Участвовать» и выполнить ряд требований:
- 3% – купить 30 разных товаров, 15 из которых он должен оценить;
- 5% – купить 50 разных товаров, 25 из которых он должен оценить;
- 8% – купить 80 разных товаров, 40 из которых он должен оценить;
- 10% – купить 100 разных товаров, 50 из которых он должен оценить.
Программа лояльности «Вкусвилла» «умная». Ритейлер анализирует покупки человека, сверяет их с наличием продуктов в магазине и составляет индивидуальный список из шести товаров, которые участник программы лояльности может купить в течение дня по сниженной цене.
Участники программы также могут выбрать любимый продукт, на который в течение семи дней они получат скидку 20%. Чтобы ее получить, человек должен два дня подряд совершать покупки более чем на 500 руб. Покупатели могут попробовать себя в роли «народного гурмана». «Вкусвилл» предлагает им оставить отзыв на недавно приобретенный товар через уведомление в приложении. Если отзыв оказался информативным и с фотографией, его стоимость возвращается бонусами на карту клиента. В акции участвуют не все продукты.
Как потратить бонусы. Один балл на карте равен 1 руб. Бонусами можно оплачивать до 100% покупки. Их действие не ограничено по времени.
«Вкусомания» от «Азбуки вкуса»
«Вкусомания» – программа лояльности от сети супермаркетов «Азбуки вкуса».
Регистрация. Получить карту можно онлайн в приложении «Вкусомании» или купив ее в магазине.
Как начисляют бонусы. У программы лояльности есть несколько уровней. Чем чаще клиент ходит в «Азбуку», тем больше баллов получает. На уровнях «Дегустатор», «Ценитель», «Амбассадор» и «Легенда» участник программы получает по одному бонусу за каждый рубль покупки. На уровне Club Platinum – два бонуса.
У клиентов есть возможность получить повышенные баллы, участвуя в активностях, которые предлагает приложение:
- за любимые продукты;
- по персональным предложениям;
- по акциям «Винного клуба»;
- в играх и квестах и пр.
Как потратить бонусы. Тратить баллы «Вкусомании» можно по курсу 100 бонусов = 1 руб. Ими можно оплатить часть покупки или потратить на товар в офлайн-магазине, в приложении или на сайте «Азбуки вкуса» либо на абонементы на чай, кофе, разные напитки, завтраки и обеды.
Один из партнеров программы лояльности «Вкусомании» – «Аэрофлот». Поэтому участники «Аэрофлот бонуса» могут обменивать баллы «Азбуки» на мили авиакомпании и наоборот.
Карта № 1 от «Ленты»
Регистрация. Чтобы получить виртуальную Карту № 1, нужно заполнить анкету в приложении или на сайте «Ленты», на планшетах в магазинах сети или позвонить по специальному номеру.
Как начисляют бонусы. «Лента» начисляет баллы за покупки в «любимых категориях». На первом этапе покупатель может выбрать эти категории в мобильном приложении или на сайте сети магазинов.
За покупки в каждой категории начисляется 5% стоимости товаров. Но покупатель начинает получать бонусы не сразу. Чтобы они начислялись, ему нужно потратить определенную сумму в магазинах «Ленты». Например, кэшбэк за первую категорию откроется только после того, как человек купит товаров на 1500 руб. Чем больше покупатель тратит, тем на большее количество категорий он получает кэшбэк. Максимальное число категорий, за которые могут начисляться баллы, – пять.
Повышенный кэшбэк в 30% можно получать за покупки в категориях от партнеров «Ленты».
Каждый месяц полученный уровень, а следовательно, и количество категорий, за которые покупатель получает бонусы, обнуляются. Чтобы начать получать кэшбэк, покупателю снова нужно потратить определенную сумму денег.
Как потратить бонусы. Один накопленный балл по программе «Ленты» равен 1 руб. Бонусы можно потратить на покупки в магазинах сети. Но скидка не может составлять более 99% от стоимости каждого товара в чеке.
Карта лояльности «Ашана»
«Ашан» запустил программу лояльности последним из крупных ритейлеров, работающих в России, – в конце июня 2021 г.
Регистрация. Получить карту можно двумя стандартными способами – купив ее на кассе магазина за 25 руб. или зарегистрировавшись бесплатно на сайте «Ашана», в приложении сети магазинов, по телефону или в пунктах обслуживания клиентов.
Как начисляют бонусы. У программы лояльности «Ашана» нет уровней. Все ее участники получают 5% кэшбэка на товары с фирменным логотипом сети, «птичкой», и до 70% за покупки товаров со специальным ценником.
Как потратить бонусы. Один балл по карте «Ашана» равен 1 руб. Бонусами можно оплачивать до 100% покупки.
В отличие от других программ лояльности баллы «Ашана» можно переводить на карты сети родным и друзьям.
Лояльность в онлайне
Если с традиционным ритейлом, постепенно развивающим онлайн-бизнес и добавляющим туда возможности программ и подписок, все просто, то с интернет-сервисами возникают вопросы. Они еще только начинают постигать азы лояльности.
Как правило, крупные сервисы доставки еды или интернет-магазины входят в экосистемы либо принадлежат компаниям, у которых уже есть свои программы лояльности – подписки. Так, в «Яндекс.Еде» и «Яндекс.Лавке» пользователь может накапливать и тратить баллы, которые он зарабатывает с помощью подписки «Яндекс.Плюс», пользуясь другими входящими в корпорацию сервисами.
Заказывая еду через Delivery Club, обладатели подписки VK Combo от Mail.ru Group получают 10%-ную скидку на заказ. А обладатели бонусов «СберСпасибо» могут тратить их на покупки во входящих в экосистему «Сбера» сервисах: том же Delivery Club, «СберМаркете», «СберМегаМаркете» и пр. При этом у самих сервисов, как правило, нет собственной отдельной программы лояльности.
Какая карта выгоднее
Подсчитаем, сколько «рублей» мы можем вернуть от покупок по карте каждой сети магазинов.
Для корректности сравнения мы исключим из списка «Вкусвилл», так как не все покупки позволяют получать бонусы.
Механизмы подсчета баллов у «Ленты» и «Ашана» не позволяют рассчитать точное количество бонусов, которое мы бы получили за свои 3000 руб. Но если предположить, что в среднем человек купит 10–15 товаров, пять из которых будут входить в категории «любимых товаров» «Ленты», то полученный кэшбэк будет примерно равен количеству бонусов в остальных сетях магазинов. Аналогично и с «Ашаном».
Предположим, что мы потратили в каждой сети магазинов по 3000 руб.
С первого взгляда кажется, что «Перекресток» и «Азбука вкуса» выигрывают. Но надо учитывать, что средний чек в этих супермаркетах базово выше, чем в магазинах у дома вроде «Магнита» или «Пятерочки», в том числе за счет более высокой наценки на некоторые товары.
Теперь посмотрим, где и в каком количестве можно потратить накопленные в магазинах сетей баллы.
В этом сравнении выигрышнее выглядят варианты, которые предлагают больше путей потратить баллы. Это «Магнит», позволяющий оплатить 100% покупки в любой из своих сетей. А также «Азбука вкуса», партнерствующая с «Аэрофлотом», и «Ашан» – единственная сеть, разрешающая переводить баллы на карты других участников его программы лояльности.
Еще один важный критерий полезности карты лояльности – способы накопления бонусных баллов. Две сети, которые позволяют получать баллы не только за покупки в своих магазинах, – «Магнит» и «Азбука вкуса». Баллы «Магнита» можно накопить, делая покупки более чем у сотни его партнеров. «Азбука» разрешает тратить в своих магазинах баллы «Аэрофлот бонуса».