Найти тему

Санкт-Петербург, часть 39 - Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи - гаубицы (2)

Начало

В этой части закончим обозревать гаубицы, находящиеся в питерском Арсенале.

152-мм гаубица образца 1938 года (М-10)

В 1930-х годах руководство РККА осознало, что стоящие на вооружении 152-мм гаубицы, доставшиеся в наследство от царской армии, устарели и не удовлетворяют тогдашним требованиям к орудиям этого класса. Некоторые из недостатков путались решить путем модернизации гаубиц, но большая часть проблем так и не была решена из-за устаревшей конструкции лафета и ствольной группы.

Быстро создать новое орудие своими силами не представлялось возможным, поскольку российская конструкторская школа была сильно ослаблена Революцией и Гражданской войной. Поэтому советское руководство попыталось решить эту проблему, заключив с Германией договор на поставку новых артсистем, приобретение лицензии на их производство, а также на содействие в освоении их серийного выпуска. Однако из-за высокой технологичности немецких орудий их выпуск в СССР не задался - за три года было создано всего восемь гаубиц, после чего производство свернули. Впрочем, даже этот неудачный результат принес пользу - советские инженеры ознакомились с конструкцией современных артсистем, и этот опыт пригодился через несколько лет.

В 1937 году в КБ Мотовилихинского завода (Пермь) под руководством Ф. Ф. Петрова начинается создание новой гаубицы современной конструкции. Первый опытный образец был создан уже в ноябре того же года, после чего он отправился на заводские испытания. Летом следующего года орудие прошло полигонные испытания и, после устранения выявленных недостатков, отправлено на войсковые испытания, проходившие в два этапа - в начале 1939 года и с 22 декабря 1939 года по 10 января 1940 года. В итоге, М-10 была принята на вооружение 29 сентября 1939 года, т.е. еще до завершения войсковых испытаний. Ей было присвоено официальное название "152-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.". Впоследствии слово "дивизионная" из названия убрали.

Орудие производилось серийно с 1939 по 1941 год. За это время было выпущено 1 338 экземпляров.

Калибр - 152 мм

Дальность стрельбы - 12 390 м

Скорострельность - 3-4 выстрела в минуту

Начальная скорость снаряда — 508 м/с

Масса - 4 150 кг в боевом положении и 4 550 кг в походном

Расчет - 8 человек

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

-2

В 1941 году серийное производство гаубиц М-10 было прекращено по ряду причин, основными из которых были: дефицит тягачей, способных осуществлять буксировку этих довольно тяжелых орудий, а также сложность производства лафета. Поэтому в конце 1942 года КБ под руководством Ф. Ф. Петрова начало разработку новой гаубицы аналогичного калибра. Для упрощения производства и снижения веса было решено наложить ствол М-10 на лафет М-30. Чтобы снизить отдачу орудие пришлось оснастить дульным тормозом. В результате получилась легкая, но мощная гаубица, использующая уже освоенные в производстве комплектующие, что было весьма важно в условиях военного времени.

5 мая 1943 года орудие было отправлено на полигонные испытания. Восьмого августа того же года, после устранения незначительных недостатков, оно было принято на вооружение под официальным названием "152-мм гаубица обр. 1943 г.". А еще через полтора месяца началось серийное производство этого орудия, продолжавшееся до 1949 года. За это время было выпущено 2 827 экземпляров.

Гаубица до сих пор находится на вооружении нескольких стран.

Калибр - 152 мм

Дальность стрельбы - 12 390 м

Скорострельность - 3-4 выстрела в минуту

Начальная скорость снаряда — 508 м/с

Масса - 3 600 кг в боевом положении и 3 640 кг в походном

Расчет - 8 человек

152-мм пушка-гаубица Д-20

-3

Орудие было разработано в 1947 году в ОКБ-9 Ф. Ф. Петрова на замену гаубице-пушке МЛ-20. Для упрощения производства новый 152-мм ствол установили на лафет полевой 122-мм пушки Д-74.

В серию орудие пошло в 1953 году. Сколько лет продолжалось производство и сколько экземпляров было выпущено - не знаю, не смог нигде найти информацию.

Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Да и кроме них было много различных снарядов для этого орудия, включая химические, управляемые и т.д.

В настоящее время Д-20 находится на вооружении полутора десятков стран мира. Плюс в Китае используется китайская копия этой гаубицы под названием Тип 66. Также на экспорт идет модернизированная версия Д-20М "Хитин".

Калибр - 152 мм

Дальность стрельбы - 17 410 м

Скорострельность - 5-6 выстрелов в минуту

Начальная скорость снаряда — 680 м/с

Масса - 5 500 кг

Расчет - 8 человек

203-мм гаубица Б-4М

-4

В общем-то, это та же самая "Кувалда Сталина", о которой я писал в прошлой части, только на колесном лафете. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 буксировали с помощью тракторов, которые ехали со скоростью пешехода. А после войны для этих целей был создан тяжелый артиллерийский тягач, развивавший скорость до 35 км/ч. Однако гусеничный лафет Б-4 таких скоростей не выдерживал и разрушался. Поэтому было решено заменить лафет на колесный, что и было сделано в 1955 году.

Калибр - 203 мм

Дальность стрельбы - 18 000 м

Скорострельность - 1 выстрел в минуту

Начальная скорость снаряда — 607 м/с

Масса - 19 700 кг

Расчет - 15 человек

122-мм гаубица Д-30

-5

Гаубица Д-30 была создана для замены дивизионной 122 мм гаубицы М-30 (о которой шла речь в предыдущей части). У последней, при всех ее положительных качествах, было и два серьезных недостатка - низкая кучность стрельбы, а также конструкция лафета, не позволяющая вести круговой обстрел. Д-30, как и ее предок, была разработана ОКБ завода №9 под руководством Федора Федоровича Петрова. На вооружение Советской армии поступила в 1960 году.

Главным отличием от всех прежних орудий стал лафет из трех станин, которые расставлялись на угол 120 градусов, что повышало устойчивость при круговом обстреле. Еще новшествами явились буксировка орудия стволом вперед, а также колеса, в боевом положении откидывающиеся вверх.

В 1978 году орудие было слегка модернизировано и получило обозначение Д-30А.

На данный момент состоит на вооружении более чем 60 стран, включая Россию (у нас, в основном, их использует Росгидромет, а основная часть орудий находится на хранении).

Калибр - 122 мм

Дальность стрельбы - 15 300 м

Скорострельность - 7-8 выстрелов в минуту

Начальная скорость снаряда — 690 м/с

Масса - 3 200 кг в боевом положении и 3 290 кг в походном

Расчет - 6 человек

152-мм гаубица 2А65 "Мста-Б"

-6

Разработка гаубицы была начата в 1976 году в ОКБ производственного объединения "Баррикады" под руководством Главного конструктора Георгия Ивановича Сергеева. А на вооружение орудие было принято только в 1987 году. Такой длительный срок связан с тем, что гаубица разрабатывалась с нуля, а не как обычно (давайте поставим ствол от этой пушки на лафет от той, и будет у нас новое орудие). Для улучшения дальнобойности и кучности при проектировании учитывались все силы, действующие на снаряд в момент выстрела. Сами снаряды, кстати, тоже были разработаны для этой гаубицы с нуля (хотя орудие может использовать и боеприпасы от других гаубиц аналогичного калибра) и имеют оптимальное сочетание геометрических и конструктивных параметров, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики и устойчивость на траектории.

Производилось орудие с 1987 года. Некоторые источники утверждают, что оно выпускается до сих пор, но это неточно. Всего было произведено более 1 200 экземпляров. Стоит на вооружении нескольких бывших республик СССР, в том числе и России, а также некоторое количество орудий было закуплено в 2014 году Ираком для применения против бармалеев из одной очень известной группировки.

Калибр - 152 мм

Дальность стрельбы - 24 700 м

Скорострельность - 7 выстрелов в минуту

Начальная скорость снаряда — 810 м/с

Масса - 7 000 кг

Расчет - 8 человек

Продолжение следует...

Следующая часть

#артиллерия #оружие #военная техника #музеи #история