Найти тему
Mishootka Gamer

«Ведьмак» - не РПГ. Так ли это?

Оглавление

Почему некоторые игры, которые сами разработчики относят к РПГ, игроки таковыми не считают

Многие присущие классическим ролевкам элементы в "Ведьмаке 3" отсутствуют. Но плохо ли это?
Многие присущие классическим ролевкам элементы в "Ведьмаке 3" отсутствуют. Но плохо ли это?

Жанры игр, как известно, зародились еще в стародавние времена. И РПГ (ролевые игры) существовали еще до того, как подобный жанр появился на компьютерах. И уже тогда фанаты Dungeons and Dragons получали удовольствие от отыгрыша того или иного персонажа, погружения в сеттинг и историю.

В то время и зародились основные правила, которые позволяют отнести ту или иную игру к РПГ.

Первое – игрок должен иметь возможность отыгрывать своего персонажа, с учетом его наклонностей, характера и принадлежности к какой либо фракции. И второе – мир должен соответственно реагировать на этот отыгрыш. То есть, если у вашего персонажа слабая харизма, то рассчитывать на успешное выполнение квеста через диалоги не приходится. Или, если он гном, то ему проще договориться с гномами, а вот эльфы могут и послать куда подальше.

Это два основных отличия настоящих РПГ, которые могут быть реализованы различными способами. Путем ввода «репутации» в игре, влияния атрибутов на диалоги и так далее. И, конечно, все это мы видим в играх вроде Pillars of Eternity и Divinity: Original Sin, а также в старых добрых Neverwinter Nights и Baldur’s Gate.

Но есть целая плеяда игр, в жанровой принадлежности которых тоже указано «РПГ». Да, там может быть еще какая-нибудь приписка вроде «экшен», но ведь и РПГ имеется! Тем не менее, многие геймеры не считают их настоящими «ролевками» и очень злятся, когда их к таковым относят. Хороший пример – популярная серия «Ведьмак», по поводу которой постоянно ведутся баталии между «олдами» и поклонниками Геральта. Так где же правда?

Можно ли отнести к жанру РПГ такие игры как «Ведьмак», Skyrim или Fallout, начиная с третьей части? Давайте пообсуждаем.

И целого Геральта мало

Начнем с того, чем, собственно, «Ведьмак» отличается от олдскульных, классических РПГ. Наверное, первое, и самое важное – в РПГ ты должен иметь возможность выбирать, какого персонажа будешь отыгрывать. В «Ведьмаке» мы ее полностью лишены – имеется лишь Геральт, со своим ярким и узнаваемым характером и принципами. Является ли это большой проблемой для игроков? Тут мнения расходятся.

Наверное, многое зависит от того, нравится ли этот персонаж в принципе. Те, кто влюбился в сеттинг Сапковского, готовы играть за Геральта хоть сутками, тем более что в третьей части иногда и за Цири дают «порулить». Если же характер Ведьмака не по нраву, то, конечно, это наложит отпечаток на всю игру, поскольку игрок будет связан четко заданным паттерном.

Практически все истории в "Ведьмаке" можно завершить разными способами
Практически все истории в "Ведьмаке" можно завершить разными способами
Но вот вопрос – всегда ли возможность самому выбрать и настроить персонажа означает, что мы имеем дело именно с РПГ? В Skyrim вы можете выбрать кого угодно – от каджита до орка. Но по факту на геймплей сделанный выбор будет влиять не так уж сильно. Да, иногда NPC будут говорить реплики в духе «Пошла вон отсюда, кошатина!». Но это, скорее, украшательства. А отыгрываете вы все равно одну из ролей, обозначенных квестами игры – Довакина, члена Темного братства или главы Гильдии воров.

А в Fallout 4 вы хоть и можете настроить внешний облик персонажа, но для игры это все равно будет просто некий «человек», без особенностей, на которые она могла бы реагировать.

В связи с этим напрашивается вывод, что для того, чтобы отнести игру к РПГ, важнее все же другое – возможность отыгрывать персонажа в том или ином мире. И тут в «Ведьмаке» и прочих так называемых лже-РПГ, все неоднозначно.

Диалоги и квесты

Неотъемлемая часть настоящей РПГ – это качественная система квестов. А обязательное условие – возможность игрока влиять на ход развития событий и их итог. И, если рассматривать «Ведьмака 3», то с этим в игре в целом все замечательно. Квесты в последней части серии про Геральта сделаны великолепно, даже сайды. Ты каждый раз проживаешь интересную и драматичную историю, которая оставляет отпечаток в душе. Запоминаешь персонажей, жалеешь о сделанном выборе. Все это – признаки хорошей ролевой игры.

Кстати, в этом смысле «витчер» выгодно отличается от другой игры польской студии CD Project RED - Cyberpunk 2077. Где и диалоги не такие разветвленные, и в основном все сводится к выбору между «Да, я это сделаю» и «Ты говнюк! Да, я, мать его, это сделаю!». И на итог квестов повлиять в большинстве случаев невозможно.

В «Скайриме» в этом смысле все намного хуже, чем в «Ведьмаке». Удачных квестов там не так много (в основном сюжетные). НО. Игры от Bethesda берут другим – большим и живым миром, в котором практически случайным образом генерируются интересные истории. Делает ли это его хорошей РПГ? Наверное, нет. Делает ли это Skyrim хорошей игрой? Определенно, да. Как и Fallout 4, которая, правда, к жанру РПГ уже вообще не имеет никакого отношения.

Плюс к харизме

Многие цепляются к «Ведьмаку и «Скайриму» еще и из-за дерева прокачки – мол, если нет масштабной системы параметров, то о «ролевке» речи не идет, ведь ты не можешь, к примеру, прокачать персонажу нужный стат. Однако я не думаю, что отсутствие возможности ставить «плюсики» напротив параметров или наслаждаться видом «полотна» статов – это так уж важно. Куча параметров с развитым деревом прокачки есть, к примеру, и в Path of Exile, но настоящей ролевой игрой это ее не делает.

А в Skyrim процесс прокачки вообще реализован довольно оригинальным образом - персонаж осваивает те навыки и ремесла, которыми занимается по ходу игры.

В "Скайриме" речь, скорее, идет о свободе действий, нежели о свободе отыгрыша
В "Скайриме" речь, скорее, идет о свободе действий, нежели о свободе отыгрыша

Мне кажется, что важнее другое – чувство того, что от твоих слов, решений и поступков мир вокруг тебя неизбежно меняется. Это могут быть перемены к лучшему или к худшему, не важно. Главное, что ты ощущаешь, что твой персонаж ЖИВЕТ в этом мире и является его частью. Тогда и весь мир вокруг оживает и наполняется смыслом.

Почему «оступившиеся» РПГ так популярны?

Как мы видим, накопился уже целый пласт игр, которые вроде бы РПГ, но многие их за РПГ не считают. И – вот ведь парадокс – все они очень популярны. Можно всей душой ненавидеть Fallout 4 и Skyrim, но отрицать, что в них до сих пор играет куча людей глупо. Так в чем же дело?

Наверное, в том, что такие игры по сути своей являются новым подвидом в жанре. Да, они очень сильно отличаются от классических РПГ, за что и регулярно ловят волны хейта. Да, их «ролевые» механики существенно упрощены и в каком-то смысле даже казуальны. Что позволяет играть в них практически кому угодно, и привлекательны они будут не только для фанатов ролевых игр. Плохо ли это? Лично я так не думаю.

Серия Fallout выродилась в шутер в открытом мире. Оставшись хорошей игрой, но уже для совсем другой аудитории
Серия Fallout выродилась в шутер в открытом мире. Оставшись хорошей игрой, но уже для совсем другой аудитории
Или взять, к примеру, серию Deus Ex. Является ли она РПГ? Персонажа выбрать нельзя, но каждый квест можно закончить по-разному. Параметры персонажа отсутствуют, но разный подход к использованию аугментаций позволяет пройти игру десятком разных способов.

Мне кажется, что давно пора смириться с тем, что есть классические РПГ. И есть такие РПГ, как «Ведьмак 3». И их просто глупо сравнивать. Witcher – великолепная игра, ничуть не хуже многих классических «ролевок», способная подарить игровой опыт исключительно высокого качества. И винить ее за то, что в ней отсутствуют элементы РПГ, появившиеся в жанре еще десятилетия назад – наверное, неправильно.

Хотя и поклонников классических ролевых игр тоже можно понять. «Морровинд» в десяток раз больше РПГ, чем «Скайрим». А Fallout 4 вообще уже не имеет ничего общего с первыми играми легендарной серии. И это уже обратная сторона медали.

А как вы относитесь к «лже-РПГ»? Поделитесь мнением в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!