Что это - специальность, дар, миссия? В чем разница между учителем, мастером и советником? И что тут профессия, а что - призвание?
Начну с огромной благодарности от всей души:
Низкий поклон всем моим учителям, наставникам, тренерам и мастерам, включая моих родителей! Вы показали мне путь и помогли сделать первые шаги. И без вас мой путь был бы совсем другим.
Процесс обучения начинается с интереса, даже иногда с простого человеческого любопытства. Сначала идет привлекательная для человека информация, рассказы, картинки, звуки, статьи, видео, случаи из жизни. В любой науке важны примеры которые разжигают искру - вдохновляют.
Поэтому на родителях лежит непростая задача фильтрации такой информации: что они показывают и рассказывают ребенку, чтобы увлечь его чем-то полезным, важным и нужным. Именно семья , родители - наши первые учителя. Задача хороших книг, фильмов, произведений искусства и познавательной информации в интернете не обучать с нуля - создавать чувства, образы, формировать вопросы, интересы, и далее - желания:
"сделать так", "уметь так"...
И человек неосознанно формирует в себе собственное решение, что это интересно, полезно мне, нужно, важно. Вот тогда он открыт - готов учиться, воспринимать опыт, работать, преодолевать лень и препятствия.
И встает вопрос об учителе. В чем-то - это учитель в гос.школе по району, в котором вы живете. А иногда - учителя, как уникального врача, нужно искать, выбирать, ждать.
В юности у меня было мнение, что учитель - это всегда еще и мастер, наставник, это - второй отец. Но так бывает и не всегда. И с этими понятиями теперь хорошо бы разобраться, чтобы не обольщаться и принимать с благодарностью каждого из них и то, что они могут нам дать. (Подобные обольщения ждут нас и с докторами, и со священнослужителями, и даже с чиновниками...)
Информация.
Книги, интернет - сейчас доступно так много информации из различных источников! Но поглощая тонны такой информации мы становимся просто интеллектуальнее, информированнее, наш мозг просто набит фактами и мнениями, иногда противоположно направленными и разрозненными. Мы что-то воспринимаем и пробуем, но не всегда у нас получается. И почему не получается, что мы делаем не так для нужного результата, где приложить особое усилие и на что обратить внимание - кто подскажет? И ведь не все можно подсказать через обратную связь на удаленке.
А истинное знание, которое может трансформировать нашу жизнь к лучшему приходит от ЖИВОГО общения с реальным человеком - учителем, мастером, советником. Это наши ПРОВОДНИКИ к собственным знаниям, опыту и умениям.
Существуют ли общие, объективные критерии выбора учителя?
Во-первых, человек с которым мы можем пообщаться на интересующую нас тему, должен уже добиться определенных положительных результатов на этом поприще, уже получить определенные знания и обязательно практиковать данную деятельность сам.
- Хочешь быть богатым - спроси у богатого, как он этого достиг?
- Как строить семью ? - у того, кто отпраздновал Серебряную свадьбу.
- Как быть счастливым? - у того, кто давно всем доволен и счастлив... и т.д.
В древней Индии больного врача считали шарлатаном и обманщиком. Если настоящий учитель дает совет, он непременно следует ему сам.
Во-вторых: очень важны его личный пример практики и приверженности своим взглядам.
Только после 21 года постоянной практики в каком-то направлении человек сможет давать советы другим в этой области, которые будут реально полезны. Он через свой многолетний опыт (а не отдельный единичный случай), получил определенные знания, проверил их сам и далее убедился, что они работают и у других так же. И теперь он может поделиться знаниями, если его спросят и если смогут слушать его.
Опыт от 21 года реальной практики.
В материальном мире все достаточно просто... Многие люди достигают успеха и могут поделиться своей практикой и опытом. (Они проводят курсы, мастер-классы, тренинги, семинары, пишут книги, записывают аудио и видео уроки). Будем называть их СОВЕТНИКАМИ или ОПЫТНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ, ПРОФЕССИОНАЛАМИ своего дела.
Например:
человек занимается математикой, сначала дома и в садике + в школе + потом в институте = это уже примерно 17-18 лет ( он близок к советнику), еще + три - четыре года практики в школе / лаборатории - и вот он может стать хорошим школьным учителем математики / научным сотрудником...
Или музыкант: с 6 лет в среднем начинают дети ходить в музыкальную школу или заниматься дома, учатся в день по несколько часов + потом (где-то в 16 лет) 4 года училище/ колледж + далее 5 лет консерватория/ институт... Опять - примерно 19 лет постоянного образования и тренинга. Еще 2-3 года преподавательской практики, и он может быть неплохим педагогом по своему музыкальному инструменту (или профессионалом - исполнителем).
Доктор: 11 лет обучения в школе + медицинский колледж 4 года + институт 6 лет + работа интерном...
И так в любом деле, в любой профессии. Это цифры выверенные веками, и прекрасно применяемые и по сей день.
Конечно, учиться нужно всю жизнь, ведь ежедневно в мире появляются новая информация и открытия. Поэтому мы и говорим о том, что практика учителя должна быть постоянной.
Мастер.
Теперь МАСТЕР - человек, который постоянно практикует свое дело много БОЛЕЕ 21 года, достиг в нем высокого качества и выдающихся успехов среди других мастеров в своем деле. Создатель уникального и особо ценного в нашем мире. Он может производить нечто полезное людям, обществу (не только сугубо материальные вещи, а знания, навыки, информацию, произведения искусства...)
Вам повезет, если судьба даст шанс найти мастера, быть с ним рядом, смотреть как он работает, впитывать его знания, движения, слова, все что им сделано и запечатлено (книги, рисунки, предметы, умения, схемы, видео, аудио...) Вам повезет, если вы сможете соучаствовать в его труде, быть его подмастерьем, помощником, создавать что-то свое под его присмотром, руководством. Вам повезет задавать ему вопросы лично, слушать его мнение и получать советы, касающиеся именно вашей ситуации, вашего уровня знаний и незнаний, умений и неумений, ваших достижений именно на данный момент.
И это не просто физическое и интеллектуальное общение, но и духовное, в первую очередь. Ибо у вас будет уникальная возможность приобщиться к энергии этого человека и вдохновиться его примером.
В древних ведических писаниях есть такие слова:
Знания передаются от сердца к сердцу.
Этой сердечной, душевной возможности учиться у человека, как раз и стремиться лишить большинство наших детей система онлайн обучения. (Онлайн информация может быть полезна только для первичного разжигания интереса к делу или для пополнения, расширения, углубления уже полученных знаний).
Ученый, исследователь.
Ученый ставит эксперименты, фиксирует данные, собирает статистику, систематизирует знания, описывает факты и раскладывает по полочкам, по темам, по направлениям, по годам, по цветам, сравнивает, прикрепляет соответствующие примеры ... в общем создает СИСТЕМУ данных, которую уже можно передавать и осваивать частями, периодами в определенной последовательности для лучшего понимания определенной науки/ дела. (Трудно сразу выучить сложное/ большое произведение, сначала нужно ознакомиться с чем-то простым/ маленьким.)
Этим наука отличается от бессистемного собирания "вываленной в интернете" кучи незнакомой для вас инфы: да, вы - свободны, и можете "изобретать велосипед". Это безусловно интересно! Но у вас могут уйти годы и жизни своей не хватить, чтобы сравнивать, проверять, обдумывать полученную информацию без проводника в этом лабиринте - без учителя. Да и будет ли кому-то полезно среди Ваших знакомых изобретение стандартного и всем известного велосипеда? В чем польза и радость в том для окружающих Вас людей?
В период обучения нужен проводник, а потом и вы сами сможете стать мастером, учителем, проводником, тренером, наставником... Если захотите.
Учитель.
Полученные в процессе исследовательской, научной и практической работы знания, сформированные в системы, используются УЧИТЕЛЯМИ - людьми, которые хотят обучать полученным знаниям других. Некоторые учителя создают методики, т.е. системы передачи учащимся знаний, умений, навыков, опыта, приобретению новых способностей и возможностей. Они разделяют процесс обучения на логичные части, разрабатывают пути постепенного усложнения на основе освоенных более простых знаний, умений. Они создают систему ступеней, классов (аналогично лестнице вверх), продумывают практические задания и систему оценки успехов ученика. Создают учебники, школы, методики...
Вот так, через человеческое общение и сотрудничество мы обучаем детей и друг друга.
Что же касается большого количества претензий к современным школам:
Не всегда и не все ученики способны воспринимать знания и опыт учителя и применять, развивать его. Даже если внешне не отвлекаться на уроке, выполнять педантично задания, разум ученика может быть поглощен совсем другими вопросами и темами. Превалирующие желания и интерес могут находиться в данный момент совсем в другой сфере. Умение заинтересовать ученика своим предметом - это особый редкий учительский талант. Талантливых в любой профессиональной сфере - немного. Вы это и сами знаете по своей профессии.
А в успешном обучении с одной стороны важен талант самого ученика, с другой - прилагаемые им старания при выполнении заданий, усилия в работе над собой, увлеченность предметом. У Леонардо да Винчи было много учеников, но далеко не все они стали великими художниками.
И с другой стороны:
Не всегда в одной личности преподавателя объединены все функции одновременно - и учитель, и мастер, и советник. Иногда человек может быть прекрасным советником в частном случае, но слабым учителем, т.к. не все испытывают потребность обучать других. Ибо процесс учения - длительный , иногда многолетний процесс.
Или, например, учитель по профессии (по занимаемой должности в учебном заведении) не всегда может быть мастером, способным демонстрировать примеры "высшего пилотажа". Он может быть хорошим исполнительным, аккуратным сотрудником, который умеет по освоенной ранее в ВУЗе методике передавать полученные им знания детям. И это важная работа, требующая ответственности и напряжения сил. И это труд высоко уважаем в обществе, стремящемся к просвещению.
Сейчас чаще встречаются такие варианты тандема:
- советник - учитель
- советник - мастер
Реже бывают триады: советник - мастер - учитель.
Встретили такого: бинго! Вам повезло.
Но можно и не ждать везения, а искать самому и настойчиво добиваться общения с мастером.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете...
@ Лк. 11:5-10
Кроме того у каждого человека ищущего знаний, навыков, саморазвития, самосовершенствования, присутствуют свои стандартные периоды: то мы жадно поглощаем новую информацию, то нужно время для практики или ухода в другие сферы жизни.
С другой стороны и у мастера, учителя может быть период, когда он хочет обучать других и делиться своими знаниями, а есть моменты, когда ему самому нужно время для накоплений и практики, поучиться, поработать над собой и над своим мастерством, проанализировать свой опыт, рассмотреть со стороны свою работу и достижения коллег, отдохнуть от общения и проч.
Это нормально, это вечное движение жизни, как вдох - выдох, прилив волны - и отлив.
Есть время разбрасывать камни, и время собирать камни
@ Книга Екклесиаста 3.5.
Так что не только ученик в данный момент должен быть готов воспринимать обучение и знания, но и учитель должен желать и иметь возможность сейчас отдавать их, передавать опыт, тратить время и энергию на учеников.
Но что является признаком призвания и всегда объединяет истинного и учителя, и мастера, и советника, которые создают в нашей жизни вдохновение и стремление к знаниям, к новым достижениям, меняют нас к лучшему, окрыляют нас, поддерживают - это их искренняя ЛЮБОВЬ к людям, в том числе - к ученикам. Ибо только большое сердце способно делиться и дарить часть себя безвозмездно, с радостью и долгие долгие годы...
"от сердца к сердцу!"
Желаю всем хорошего учения и мудрого учительства в жизни!
Ваш "1001event"
Понравилось - подпишись , поделись в сетях ! И спасибо за лайки.
#образование #учитель #обучение #воспитание #1001event
Еще о детях и воспитании читайте здесь:
Как организовать детский день рождения? (4 - 6 лет)
Едем в гости с детьми: 7 полезных правил