Один из заключительных уроков в конце года. В классе душно, окна открыты и слышно, как в детском саду по соседству играет малышня. Восьмиклассники уже мыслями на каникулах, кто-то пришёл с зелёной причёской, слушают вполуха. Выдаю рабочие листы.
— Итак, сегодня предлагаю вам сложное задание. Нужно вспомнить много информации о существительном, провести всесторонний анализ слова... Как в памятке: род, число, падеж, склонение и так далее. Ситуация трудная, правильных ответов нет, задание не из учебника, придётся самим рассуждать.
Разрешаю работать в группах, это должно бы их приободрить, но не сегодня. Говорю нарочно серьёзно, строго обвожу класс взглядом. Ребята чуют, что это я не спроста, обычно ведь себя так не веду. Но они устали и им не хочется поддерживать мой рабочий настрой.
Лениво придвигают листы. Морщась, читают задание, пунктов много. Слышу, бормочут ворчливо:
— Этимолочто...
— Словообразование опять...
— Фонетические особенности какие-то...
— Да ещё и морфемный разбор...
И тут волной смех по кабинету и с последней парты звонкое:
— МАРИЯ ОЛЕГОВНА, ПРАВИЛЬНО НЕ ПАПЫТ, А ПОП-ИТ.
Дочитали, какое же слово нужно анализировать. И пошла азартная работа. И оказывается, что вспомнить характеристики у существительного не так уж и сложно. Кто-то сделал маленькое, но настоящее исследование слова, которого нет в словарях. Кто-то не стал заморачиваться и работал по образцу разбора. Но в конце урока все ребята сдали выполненное задание.
А я думала потом, стоило ли их вот так удивлять. Не лучше ли работать по учебнику, там же слова для заданий подобраны серьёзные, всё направлено на воспитание. Как думаете, можно новые непонятные слова на уроке изучать? Не портит ли это русский язык?