Когда в конце 1942 г. немцы испытали на советско-германском фронте свой новейший тяжелый танк "Тигр" это не осталось незамеченным для советского руководства.
В начале 1943 г. руководство Главного бронетанкового управления Красной Армии и Народного комиссариата танковой промышленности пришло к вывод, что танк КВ-1С строиться не будет.
Вместо него будут строить в Челябинске тяжелые танки ИС-1 (233), дальнейшее развитие КВ-13. Новые танки были лучше защищены и были более подвижными. Но быстро освоить выпуск качественных машин не удалось.
На свет появился КВ-85, последний КВ с усиленным вооружением.
Выпуск КВ-1с прекращался с июня 1943 г. Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) должен был полностью переключиться на выпуск СУ-152, которых в июне и июле должны были выпустить 300 штук. Также должна строиться САУ с 122-мм пушкой А-19. С июля они должны были сняться с производства и завод должен был выпустить по 50 ИС-1 и ИСУ-152/ИСУ-122.
Потом опять все переиграли и к 1 июля 1943 г. на госиспытания вышли два образца ИС-1 и КВ-1 с 85-мм пушками.
85-мм пушка с баллистикой зенитки 52-К создавалась в результате конкурса. Конструкторы Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) в Калининграде решили не вносить большие изменения в шасси, а занялись переделкой башни, благодаря этому улучшились условия расчета.
Конструкторы КБ завода № 9 в Свердловске решили все же переделывать шасси обоих танков, особенно у ИС-1. Пушку изначально назвали Д-7, а потом Д-5Т-85, в ходе проектирования оказалось, что орудия в башню не влезет. Но на тот момент предполагали, что диаметр погона башни увеличат до 1 700 мм. К концу мая 1943 г. стало ясно, что увеличивать погон будут до 1 800 мм. Это привело к переделке шасси ИС-1
Эскизный проект объекта 239 был готов к 22 мая 1943 г. Помимо расширения погона, радиста убрали из отделения управления, рацию поставили в башню, в носу разместили топливные баки. Боевая масса достигла по расчетам 46,5 тонн.
Заместитель наркома танковой промышленности и главный конструктор ЧКЗ Котин создавал объект 239 на базе КВ-1с, он должен был быть готов 25 июня.
Поскольку была задержка с пушкой Д-5Т-85 решили ставить Ф-85, она же С-31.
К 30 июня был готов первый объект 237. У Объекта 239 и Объекта 237 (ИС-3) башни к этому времени не были готовы.
Помимо перемещения места стрелка-радиста, заварили шаровую установку курсового пулемета, его перенесли в неподвижную установку справа от мехвода. Подбашенную коробку переделали, по бортам появились характерные выступы. Чтобы защитить погон башни, в носовой части появился отбойник. Механик-водитель лишился люка, он теперь должен был вылазить через башню. Для лучшего обзора мехвод получил перископические приборы МК-IV, что улучшило обзорность.
К 11 июля завод № 100 смонтировал на объекте 239 ходовую, баки, мотор и приводы управления. Башня все еще делалась. Проблема была и в том, что единственная пушка Д-5Т-85 была зарезервирована для объекта 237.
Пока шла башня, завод собрал шасси, которое прошло 40 км. Первый образец Д-5Т-85 в башне все же смонтировали на объекте 239 в конце июля.
Первый опытный образец объекта 237 весил чуть больше 43,2 тонны, а объект 239 - почти 46 тонн. Зато у 239 был больший боекомплект, чем у объектов 237 и 238.
Поскольку ИС-85, он же ИС-1 требовал времени для организации производства, а танк для противостояния с "Тиграми" требовался уже сейчас, решили, что танк КВ-85, тот же КВ-1с с частично измененным корпусом и башней ИС должен выпускаться до тех пор, пока не будет освоен ИС.
По результатам стрельб выяснилось, что башня объекта 237 с Д-5Т оказалась удобнее, чем у танка с С-31, это увеличило скорострельность пушки.
Еще до стрельб 8 августа 1943 г. Сталин подписал постановление ГКО о начале выпуска КВ-85 (Объект 239).
Танк также испытали обстрелом из 76-мм пушки, танк в целом их выдержал.
В августе ЧКЗ должен был выпустить КВ-85 в количестве 22 штук, также 325 Т-34, оставшиеся КВ-1с и это не считая СУ-152.
К 26 августа ни одного танка завод не сдал. Все же 16 танков приняли уже 31 августа. Бесследно аврал не прошел, из-за ошибок в чертежах у танков было 15 дефектов, топливные баки подгонялись по месту, как и снарядные укладки с электрооборудованием, вместо фильтров "Мультициклон" на танки установили старые "Вортоксы", была проблема с прицелами.
Завод № 9 внес свою лепту и не прислал уравновешивающие грузы для орудий.
Машины пришлось переделывать в сентябре. И в итоге первые 5 танков удалось отгрузить лишь к 9 сентября. Всего за сентябрь завод отгрузил 47 танков, в том числе 22 августовских.
Подвели ЧКЗ смежники, завод № 200 начал поставку корпусов и башен только с 23 августа. Завод № 9 первые три пушки поставил 28 августа, еще 17 30-го и последние 2 утром 31-го.
В сентябре ситуация повторилась, на 19 сентября было сдано 6 танков, а к 24 сентября уже 13.
Завод снова в авральном порядке заканчивал месячную программу в последние дни. План в 63 машины ЧКЗ выполнил, хотя и с проблемами. Проявились неполадки с механизмами наведения орудия.
Для улучшение ситуации с чертежами их стал утверждать ГБТУ КА, ряд чертежей не утвердили, часть утвердили с замечаниями. Руководство завода не согласилось с частью изменений ГБТУ КА, но конструкцию танка постепенно дорабатывали.
За октябрь опять не обошлось без аврала и в войска ушли 67 КВ-85, а оставшиеся 34 машины отгрузили в начале ноября.
К тому времени ЧКЗ все же начал выпуск ИС-85, первый танк был сдан 5 ноября. Позже в серию запустили ИС-122 (ИС-2) с более мощным орудием Д-25Т.
Всего выпустили 148 КВ-85, которые стоили заводчанам немало нервов. Ставка на готовое шасси от КВ-1с не уменьшила проблем.
Спасибо за прочтение.
Источник: Пашолок Ю. "Куцак" Котина
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***