На картине представлена простая советская семья, центром которой в данный момент является виновато опустивший голову отец. Грустно смотрит на него сидящая за столом жена, вокруг которой столпились дети. Давайте попробуем разобраться, что здесь происходит.
Картину написал художник Сергей Григорьев, который часто создавал сюжеты на социальные темы. Согласно собственной трактовке мастера, на картине «Вернулся» изображён отец, ушедший из семьи. Спустя время мужчина одумался и решил вернуться.
Изначально живописец думал применить название «Возвращение в семью», которое говорит о благополучном разрешении конфликта. Однако в ходе работы Григорьев решил немного изменить сюжет, оставив его в «подвешенном» состоянии. Художник предлагает зрителю проявить фантазию и самому додумать, примет ли семья блудного отца.
Конечно, никто не бросается на шею нежданному гостю. Его явно не рады видеть, да и не ждали его здесь уже давно. На маленьком столике можно разглядеть перевязанные ленточками подарки, но дети к ним даже не притронулись.
Девочка и вовсе спряталась за мамин стул. Она напугана, но всё же с любопытством выглядывает, пытаясь понять, что за странный мужчина сидит на её детском столике.
Мальчик уже достаточно взрослый, чтобы всё понимать, поэтому явно осуждает отца и поддерживает мать. Скорее всего, весь изначальный конфликт разгорался на его глазах.
Супруга смотрит на блудного мужа скорее с жалостью, чем с осуждением. Её лицо очень доброе и красивое. Её боль давно прошла и всю себя женщина посвятила детям. Готова ли она снова менять свою жизнь? Трудно сказать.
Сам «виновник торжества» явно не рад такому приёму. Он нервно курит, стряхивая пепел на пол.
Художник Фёдор Решетников в статье о картине отмечает, что тяжёлый ботинок отца рядом с хрупким игрушечным сервизом дочери и пепел его сигареты, падающий на ковёр, показывают всю неуместность ситуации. Нежданный гость нарушил сложившийся мирок своей бывшей семьи и внёс в неё острый конфликт.
Ещё важный момент — это год написания картины. В 50-х годах прошлого века разводы проходили в судах, с кучей свидетелей, как это показано на картине «В советском суде». Результаты разводов печатали в газетах, а многим просто не хотелось такого позора. Поэтому женщина может принять супруга только для того, чтобы избежать подобного суда. А если он уже состоялся, тогда она вряд ли примет горе-мужа, из-за которого ей пришлось пройти через такие перипетии.
Картина «Вернулся» не оставила зрителей равнодушными и вызвала в их сердцах широкий отклик. Искусствовед А. М. Членов так писал об этой произведении:
«Художник не скрывает ни слабостей своих героев, ни тяжести их переживаний, глядя на картину, мы понимаем, что решение может быть не одно, что узел, запутанный годами, не разрубишь легко за одну минуту».
Живописец Фёдор Решетников также высказывался о значимости и популярности картины:
«Когда на выставке 1954 года украинский художник С. А. Григорьев впервые показал зрителям картину „Вернулся“, о ней заговорили. Зал, где была она вывешена, был полон народу. Люди не спешили отойти от картины. А после бывало, что не день, не два спорили дома, на работе, с друзьями, сослуживцами о том: „Простит она его или не простит?“»