Найти тему
Валерий Грачиков

Как немецкие «Юнкерсы» и среднеазиатские басмачи привели к созданию советских ВДВ

Любое большое дело начинается с малого, но важного задела-начинания. Вот и советские ВДВ начинались с небольшой операции по ликвидации банды басмачей, действовавшей в бесконечных песках Средней Азии.

Ловить отряд Джунаид-хана из 80 штыков в пустынных песках было не такой уж простой задачей. И лучше всего против басмачей в тех краях действовала авиация. Тут надо отметить, что индустриализация в СССР на тот момент еще не началась, страна была совсем не богатой и в техническом плане не то, чтобы развитой. Тем не менее, на московском заводе №22, бывшем «Руссо-Балте» вполне себе пытались делать концессионные «Юнкерсы» Ю-21, специально спроектированные немцами для Советской России. А в Таганроге собирали Р-1 – нелицензионную копию британского DH9, творчески переработанного Поликарповым и Григоровичем под российско-советские реалии и материалы. А Ю-13 просто официально поставлялись в СССР из Германии как транспортные самолеты. В советских ВВС же их использовали под самые разные задачи, в том числе и бомбардировки со штурмовками басмачей.

Так вот для разгрома басмачей Джунаид-хана собрали довольно приличный авиаотряд из 19 Р-1, шести Ю-21 и двух Ю-13. Проблема, как рассказал в своих воспоминаниях комполка Аркадий Борисов, заключалась в том, что горючего имелось всего на пять вылетов всеми самолетами. Поэтому приняли решение действовать так: сначала звено «Юнкерсов» находит басмачей. Потом одна группа самолетов бомбит бандитов, затем заходит вторая, которая поливает разрозненные группы из пулеметов.

-2

Что характерно, план сработал. Самолеты успешно отбомбились и обстреляли басмачей. Теперь надо было как-то определить результат. Брошенный в погоню за бандитами истребительный отряд красной конницы из 60 сабель нашел место бомбежки и увидел, что остатки банды ушли. Преследовать ее командир отряда не решился.

И тогда командование округа решило использовать для разведки авиадесант. Собрали сборную группу, которую предстояло выяснить результаты работы авиации подробнее, а также понять, куда пошли басмачи. Интересно, что сборная группа почти сплошь состояла из командиров разного уровня, вызвавшихся принять участие в операции.

Всего в вылете задействовали три «Юнкерса», на которые посадили по три бойца плюс летчик и бортмеханик самолета. С собой сборная группа взяла три пулемета – два ручных и один станковый.

Группа вылетела, нашла следы банды, совершила посадку. Пять человек с пулеметом остались прикрывать самолеты, остальные пошли по следам банды. Так как в группе собрались опытные «волкодавы», то они смогли по следам определить, куда движутся остатки отряда и каково его состояние.

После этого все погрузились в самолеты. Два сразу успешно взлетели. На одном не сработало магнето. Но летчики первых двух машин заметили, что третьего «Юнкерса» нет и вернулись назад. Совместными усилиями машину починили и все три самолета вернулись на базу.

-3

Результаты этого вылета комполка Борисов через несколько лет подробно описал в небольшой книге «Поход конной группы 8-й кавбригады в Кара-Кумскую пустыню в 1927 году».

А товарищи командиры Рабоче-Крестьянской Красной армии быстро смекнули, какие перспективы открываются при использовании авиации для десантов, пусть даже и посадочным способом. Следом начали использовать и парашюты.

И хотя днем рождения ВДВ стало 2 августа, потому что в этот день в 1930 году на учениях состоялось массовое парашютное десантирование, не стоит забывать и о том, что немного ранее, в 1928 году, посадочные десанты опробовали во вполне боевой обстановке, против опытного и коварного противника.

------------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм