Найти тему
Петр Власов

Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Георгий Дмитриевич Костылев (1913 - 1966) был любим своими сослуживцами; но вот командиры его опасались: характер Георгия не совсем соответствовал образу «идеального сталинского сокола», создававшемуся советской пропагандой. Костылев был прекрасным пилотом и тактиком боя, но одновременно - и «сорви - головой», склонным к авантюрным действиям. Кроме того, этот прямой человек терпеть не мог вранья и фальши, и всегда был готов наказать подлеца, даже если он являлся большим начальником...

Начало Великой Отечественной войны Георгий Костылев встретил пилотом 5-го истребительного авиаполка Балтийского флота (5-й ИАП КБФ), летавшего на самолетах И-16; в августе этот полк первым на Ленинградском фронте перевооружился на новейшие истребители ЛаГГ-3 (Костылев получил ЛаГГ с номером «35»). Уже в первых боях под Ленинградом он показал себя способным истребителем, и сразу выдвинулся в число лучших пилотов своего полка. Соратники же Георгия ценили его в первую очередь даже не за таланты, а за то, что главной своей задачей в бою Костылев считал спасение попавшего в беду товарища - он всегда шел на выручку соратнику, не считаясь с уровнем опасности для самого себя.

5-й ИАП активно участвовал в боях, и счет побед Георгия рос очень быстро. Так, например, 10 сентября Костылев сбил Ju-88 и повредил Bf-109, 11 сентября в паре с Игорем Каберовым он уничтожил «Каракатицу» - разведчик Не-126, 2 ноября - вновь в паре с Каберовым - финский разведчик СБ-2. Победы приносили Костылеву все большую популярность - пожалуй, в 1941-42 гг. он наряду с П. Бринько был самым знаменитым ленинградским летчиком. Георгия знали в лицо практически все жители героического города; за ним даже закрепилось прозвище - «Георгий Победоносец»... В ноябре 1941 г Костылев получил первую боевую награду - орден Красного Знамени. В феврале 1942 г 5-й ИАП, на славу которого так много потрудился Георгий, стал гвардейским, и именовался теперь 3-м Гв.ИАП БФ. А в октябре 1942 капитан Костылев был удостоен звания Героя Советского Союза за 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 лично и 34 в группе сбитых самолёта противника.

ЛаГГ-3 Георгия Костылева в бою
ЛаГГ-3 Георгия Костылева в бою

Правда, не обходилось без ошибок: так весной 1942 г Костылев в паре с Каберовым сбил над Териоками в лобовой атаке «Чайку» майора Бискупа, приняв его за финского разведчика! Однако Костылева и Каберова за эту ошибочную атаку не наказали - Бискуп остался жив, а в этом районе действительно часто встречались финны, летавшие на трофейных советских самолетах...

В мае 1942 г. 3-й Гв.ИАП, потерявший в боях большинство своих самолетов, был пересажен на британские «Харрикейны». В августе летчики полка провели свой первый бой на «ленд-лизовских» самолетах против самого опасного противника – истребителей Мессершмитт-109 (до того морские летчики дрались или с бомбардировщиками, или с устаревшими финскими истребителями). Однако, воюя на британском истребителе, Георгий не забывал и о своем заслуженном ЛаГГе: летал то на «Харрикейне», то на ЛаГГ-3. Георгий одинаково хорошо сражался как на отечественном ЛаГГе, так и на импортном «Харрикейне». Но в феврале 1943 г популярный ас внезапно лишился своих крыльев: его разжаловали в рядовые, лишили всех наград и отправили в штрафбат.

Британский истребитель «Харрикейн» Георгия Костылева.  Иллюстрация взята здесь: http://ava.org.ru/iap/3gm.htm
Британский истребитель «Харрикейн» Георгия Костылева. Иллюстрация взята здесь: http://ava.org.ru/iap/3gm.htm

Наказание последовало за то, что Георгий избил старшего по званию – майора службы снабжения, «жировавшего» в голодном Ленинграде (драка произошла, естественно, «по пьяному делу»). Дело обстояло так: 27 февраля 1943 г капитана Костылева вызвали в штаб авиации флота. Закончив дела, Георгий решил навестить жившего в Ленинграде родственника, но оказалось, что тот эвакуировался. То, что Георгий увидел на улицах родного города, потрясло его: люди умирали от голода и холода прямо у подъездов своих домов и на льду Невы, куда шли за водой... Однако не меньше его потрясло то что, несмотря на такое положение, в городе работал театр! Костылев не удержался от соблазна посмотреть спектакль и здесь встретил знакомого майора-снабженца. Тот уговорил знаменитого аса зайти к нему в гости выпить «сто грамм». Когда Костылев увидел, что снабженец выставляет на стол, его охватило возмущение - за стенкой умирают от голода люди, а здесь - колбаса, сыр, масло, шоколад, 2 бутылки водки... Георгий хотел уйти, но майор удержал его. После выпивки захмелевший снабженец начал «качать права», и не сдержавшийся Георгий высказал ему все, что думает по поводу такого изобилия продуктов у одного человека в городе, вымирающем от голода. Началась драка; снабженец попытался применить пистолет, и тогда разъяренный Георгий избил майора, а потом в азарте пошел крушить его квартиру, напичканную хрусталем и зеркалами... Через три дня Костылев был снят с должности и отдан под суд за избиение старшего по званию. Приговор трибунала был суров - лишить Костылева звания и всех наград и отправить его на полгода в штрафбат морской пехоты.

В штрафбате Георгий был определен в разведвзвод. Месяц он ползал в тыл к немцам, взял несколько «языков». А затем командир разведвзвода написал ходатайство о зачтении краснофлотцу Костылеву за подвиги в тылу врага полного срока пребывания в штрафбате. И отправил его в распоряжение штаба авиации флота - младший лейтенант рассудил более здраво, чем судьи с большими звездами на погонах: такой летчик должен летать и сбивать врага, а не ползать по болотам в ожидании неизбежной смерти...

По прибытии в штаб авиации многострадальный ас получил новую душевную травму - никто из командиров истребительных частей Балтфлота, раньше наперебой пытавшихся заполучить лучшего летчика морской авиации к себе, теперь не соглашался принять штрафного пилота в свой полк... Неизвестно, чем бы вся эта история закончилась, если бы о судьбе Георгия не узнал командир 4-го Гв.ИАП майор Василий Голубев, слывший среди начальства ненамного меньшим «штрафником», чем Костылев. Что примечательно и характеризует Голубева: асы встретились на… гауптвахте, куда майора Голубева посадили за то, что он обматерил хамившего ему адмирала!

командир 4-го Гв.ИАП майор Василий Голубев
командир 4-го Гв.ИАП майор Василий Голубев

После завершения «отсидки» Голубев сразу же назначил Георгия ведущим пары в своем звене и много сил приложил к тому, чтобы Костылев новыми победами снял с себя пятно «штрафника». Благодаря Василию, Георгий летал часто, многократно вступал в бой и его счет вновь стал быстро пополняться сбитыми вражескими самолетами. Костылев не оставался в долгу - лучшего прикрытия Голубев не смог бы найти: стоило ситуации сложиться так, что командиру 4-го ГИАП начинала угрожать опасность, как Георгий бросал свою жертву и надежно защищал спину друга. Уже 27 апреля - всего через неделю после прибытия Георгия в полк – рядовой краснофлотец Костылев был назначен командиром звена и стал водить в бой лейтенантов... Голубев же буквально бомбардировал начальство ходатайствами о возвращении Костылеву звания и наград. В первых числах сентября 1943 г долгожданный приказ о восстановлении звания Костылева наконец-то пришел, и Василий сразу же назначил Георгия командиром 1-й эскадрильи. А буквально через несколько дней 4-му ГИАП пришлось выполнять сложнейшее задание по штурмовке аэродрома Городец, находившегося за пределами дальности полета самолетов полка! Летчики, отправлявшиеся в этот рейд, брали с собой в кабины автоматы и гранаты, чтобы по выработке горючего совершать вынужденные посадки в тылу врага и уходить к партизанам... Несмотря на тяжесть задачи, Голубев и Костылев нашли ее решение - опытным путем они рассчитали скорость, на которой у Ла-5 появляется шанс «дотянуть» до Городца и обратно. Атаку по аэродрому проводила эскадрилья Костылева, Голубев в это время отвлекал на себя всю истребительную авиацию немцев и финнов в данном районе... Операция заняла 1 час 37 минут, все самолеты долетели до базы, хотя на пяти истребителях двигатели остановились в момент посадки, а остальные сели, имея в баках всего по 3-5 литров горючего!

Истребитель Ла-5 Георгия Костылева. 1943-1944 гг.
Истребитель Ла-5 Георгия Костылева. 1943-1944 гг.

Прошло всего 2 месяца после этой операции, и в октябре 1943 г из Москвы пришло требование командующего морской авиацией отправить только что получившего звание майора Г.Д. Костылева в столицу для занятия должности главного инспектора истребительной авиации; Голубеву, уже видевшему в мечтах Костылева своим заместителем, пришлось скрепя сердце выполнить приказ. Так Георгий занял должность, дававшую большие права - в его обязанности входила проверка боеготовности истребительных частей, и он мог снять с занимаемого поста любого командира, не отвечающего предъявляемым к истребителям требованиям. Одним из первых дел новоиспеченного главного инспектора стала проверка... 4-го ГИАП БФ, которым занялась большая московская комиссия! Пользуясь присутствием в «своем» полку Георгий «напоследок» еще пару раз слетал со своими друзьями на боевое задание.

Майор Костылев оставался главным инспектором истребительной авиации до самого конца войны; но он пользовался любым случаем, чтобы при проверке полков вновь совершить боевой вылет. Однако, так как ходить в боевые вылеты ему не полагалось по должности, Георгий маскировал свои «вылазки» - не вел счета полетов, а одержанные победы записывал не себе, а на счет проверяемого полка или его командира. Костылев вообще отличался достаточно необычным среди асов отношением к личному счету - ему совершенно неважно было, сколько побед записано в его формуляре. Уничтожение противника для Георгия было значительным как сам акт ликвидации опасного врага, а сколько он их сбил - не имело для Костылева существенного значения... Именно поэтому мы уже никогда не сможем точно назвать истинный счет побед этого выдающегося аса. Попробуй-ка сосчитать его победы, если известно, что Георгий иногда использовал их как разменную монету: например, еще в бытность свою в 4-м ГИАП Костылев как-то записал 4 одержанные им воздушные победы другому летчику в обмен на новые американские войсковые ботинки!

Победные звездочки «Георгия Победоносца»
Победные звездочки «Георгия Победоносца»

Всего за время войны Г.Д. Костылев только официально совершил 418 боевых вылетов и провел 112 воздушных боев; предположительно он сбил более 40 вражеских самолетов. Некоторые источники утверждают, что 11 личных и 35 групповых; однако эта цифра не является полностью точной - к ней нужно добавить, по крайней мере, еще 4 уже упоминавшихся победы, «проданные» другому летчику. По воспоминаниям сослуживцев «Георгий Победоносец» одержал не менее 20 личных и 34 групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые - «ради поднятия духа и престижа его ведомых»... Очень необычным для личного счета аса-истребителя является и наличие в нем нескольких взятых в плен «языков», которых Костылев приволок из немецкого тыла в бытность свою разведчиком штрафбата...

«Георгий Победоносец» на страже Ленинграда
«Георгий Победоносец» на страже Ленинграда

После войны Георгий Костылев не сделал большой карьеры - его натура не соответствовала характерному для карьеристов раболепию; недоброжелатели стали поминать Костылеву его пребывание в штрафбате, а «Георгий Победоносец» отвечал своим противникам соответствующим образом... В результате прославленный ас ушел из инспекции и вернулся в Ленинград, где и жил до самой своей смерти в 1966 году. Его имя было «забыто» людьми, которым Костылев был неудобен - в основном это были большие начальники. Однако «Георгия Победоносца» помнили и любили его друзья и соратники, описавшие этого необычного летчика и человека в своих мемуарах, на основе которых и составлена данная статья.

Статья написана на основе мемуаров В.Ф. Голубева «Крылья крепнут в бою» и И.А. Каберова «В прицеле – свастика».

Другие статьи канала по теме «Асы 2МВ»:

Асы 2МВ. Советский «Тигр, напугавший Геббельса»

Воздушный «морпех» - папаша «бастардов»

Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

"Гроза фашистов" - М.Д. Баранов

"Невезучий везунчик Балтики"

Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов

Загадочная «кругосветка» немецкого аса

И вновь «Уалдкэт»: асы «Диких котов»

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

«Новозеландская кошка с девятью жизнями»

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?

«Чертова дюжина» Василия Голубева

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

Какое оружие использовал на войне летчик Василий Сталин

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории.