Целься в Луну, даже если промахнешься - окажешься среди звезд.
Так говорят и, конечно, многие мечтают оказаться среди звезд. Значит, и ты звезда! Насколько это полезно в бизнесе? Имеет ли право сотрудник, сам добившийся всего, считать себя звездой? И вообще, что вкладывается в это понятие и что делать с "зазвездившимися" сотрудниками?
За "звездностью" стоят довольно известные психологические и командные феномены. Начнем с психологических. Состояние "звездности" психологи связывают с состоянием гордыни и высокомерия. Это состояние, при котором человек отгораживается от остального мира, как бы говоря - я выше вас, я лучше вас, я сильнее и тп вас. Смотрит на других "свысока", присваивая себе все достижения, даже если в них принимала участия вся команда. Причиной таких состояний является вовсе не значимость достижений, а глубинная внутренняя боль, для которой высокомерие и гордыня являются, своего рода, защитой. Он как бы говорит "теперь вы меня не достанете, жалкие людишки!!!"
Командный феномен "звездности" был описан, в частности, Патриком Ленсиони в модели "5 пороков команды". Это пятый, самый верхний порок, который характеризуется безразличием к результатам всей команды и возникает, когда члены команды ставят свои личные потребности (честолюбие, карьеру, признание) или потребности своих отделов выше общих целей команды или компании. Порок "звездности" и безразличия к результатам представляется самым очевидным, как и опасность, которую он несет. Однако, стоит отметить, что очень многие команды не обращают внимания на результат.
Что происходит в команде, если в ней созревают "зазвездившиеся" сотрудники: Такая команда не развивается или деградирует, теряет позицию на рынке, теряет перспективных амбициозных работников, транслирует в целом идею о том, что все внимание нужно уделять собственной карьере и достижению личных целей, легко теряет направление и фокус. Из важных последствий: команда "звезд" испытывает сложности во взаимодействии и далека от синергии. Есть даже такое правило: сила команды определяется не силой ее отдельных участников, а качеством взаимодействия.
А какое качество взаимодействия может быть если один человек считает себя лучше, выше, сильнее, умнее других, а другие - видят это? В нашей практике работы с командами разных бизнесов было много случаев, демонстрирующих негативные последствия присутствия "звезд" в коллективе. Например, агро холдинг запустил новые проекты, на каждый из которых были выбраны разные команды. В одной команде участвовало около 10-ти "звездных" сотрудников, а в другой - трое "средних". В итоге первая команда погрязла в конфликтах, дрязгах, выяснении отношений, а вторая показала такой результат, который до сих пор ставится в пример сотрудникам. Другой пример последствий "звездности", но уже для ТОП менеджера - молодой мужчина пришел в крупный строительный холдинг в позиции менеджера и за 5 лет дорос до ТОП позиции, возглавив одну из финансовых функций компании.
Статус, большие бонусы, буквально, "снесли" крышу молодому человеку, который ушел из семьи, завел себе связи на стороне, развлекался по всякому, что вело к расфокусировке и дестабилизации психологического, эмоционального состояния. Что в итоге? Громкое отстранение от работы, потеря доходов, семьи, а для компании - потеря важной компетенции. Поэтому справедливо, что "звездность" принято относить к одному из распространенных деструкторов руководителя, при наличии которых руководитель, даже: - имея сильные компетенции - будучи вовлеченным в деятельность Теряет в своей эффективности, тк не слышит других людей, не принимает другие точки зрения, нарушает баланс в команде, не может нормально договариваться, теряет в гибкости итп. Естественно, что "звезду" с "явными" признаками будет нанимать только очень смелый, либо недостаточно опытный наниматель. Что же делать, как выйти из плена сотрудников-звезд?
Существенную роль играет руководитель, первое лицо. Которому необходимо: - ясно представлять себе конечный результат деятельности компании и поощрять только то поведение, которое обеспечивает достижение этого результата - менять систему мотивации так, чтобы сотрудники были заинтересованы в достижении именно командного результата - вовлекать сотрудников в развивающие мероприятия - командные сессии, а также коуч-сессии, на которых "звезды" могут получать корректную, но честную обратную связь от коллег, а также поработать с коучем - лично проводить сессии обратной связи, поддерживая командное поведение и корректируя "звездные" черты
Это может показаться странным, но побед добиваются те команды, в которых существуют обычные человеческие взаимоотношения, в которые "звезды" просто не вписываются. Они помогают людям преодолевать стереотипные установки, препятствующие взаимному доверию, развивать способности к конструктивным конфликтам, повышать требовательность и стремление к достижению коллективного результата.